Вернуться   Общая Астрономическая Конференция > Практика > Астрономические наблюдения
Регистрация Справка Правила форума Календарь Поиск Сообщения за день Все разделы прочитаны

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 30.07.2007, 18:35   #1
rv
Авторитет
 
Регистрация: 02.05.2003
Адрес: Екатеринбург
Сообщений: 373
По умолчаниюО технике зарисовки планет

По предложению Эрнеста, решил начинать тему о технике создания астрономических рисунков.

Как известно, руководства по наблюдению планет обычно делят процесс их зарисовки на две стадии: фиксацию положения деталей и их интенсивности непосредственно в момент наблюдений, и художественную обработку полученного изображения, -- для придания рисунку большей ясности и наглядности. Благодаря наступлению компьютерной эры и распространению программ для работы с графикой, мы можем сделать эту худ. обработку гораздо более выразительной и реалистичной, и даже практически полностью воссоздать, то что видели в телескоп…

Впервые подобная мысль пришла мне в голову в 2003-ем году, при подготовке к наблюдениям в. п. Марса. Вот тут можно посмотреть первый мой опыт в этом деле:

http://starlab.ru/showpost.php?p=7151&postcount=64

Сама идея видимо носилась в воздухе, и посетила не только меня. На Астрофоруме появился юзер Звездочерт, который стал буквально заваливать его подобными зарисовками, например:

http://www.astronomy.ru/forum/index.....html#msg45770

Эти его рисунки имели большой успех. К сожалению в начале 2004-го Звездочерт куда-то исчез :(

Мои тогдашние рисунки шли исключительно "в стол", поскольку не могли похвастаться особой детальностью. Потом я лишь изредка возвращался к "рисованию", решив что даже на посредственных снимках деталей видно больше.
Возрождение жанра наступило в июне, когда я отсняв несколько раз Юпитер на веб-камеру, решил посмотреть, что видно на нем в мой новый Сантел-150. (Снимать через Сантел я "не осмелился", так как стоит он у меня до сих пор на хлипкой EQ-2). Поэтому я опишу здесь последовательность создания нынешних моих зарисовок…


1. Набросок
(на примере Юпитера от 18-го июля)

Как я уже говорил, в самой технике непосредственного наброска у меня никакого особого искусства нет. Литок бумаги, карандаш, резинка и фонарик. Циркулем рисую круг диаметром 5см (как обычно рекомендуют). Эллипсовидности не придаю, но наношу контур СТП. Всматриваясь в изображение, быстро фиксирую одну за другой детали, -- в тот момент, когда полностью убеждаюсь в их реальности. Обычно диск постепенно "сканируется" с севера на юг. После этого дополнительной штриховкой обозначается примерная интенсивность деталей, и иногда делаются некоторые пометки, если кажется, что карандашом какие-то нюансы передать нельзя.

Вообще интенсивность конечно лучше оценивать шкале. Справочник Куликосвского предлагает такой вариант: самые яркие детали получают балл 0, самые темные -- 5, тень спутника -- 6. Я же в данном случае делать этого просто не успеваю -- так как планета обычно через 20-30 минут после начала наблюдений заходит за соседний дом.

Какой либо цветовой окраски (кроме белесой южной умеренной зоны) я пока что на Юпитере не видел, поэтому этот момент никак не отображается.

(Набросок см. на рис. 1. Пометка «Контур нечеткий» относится к серой области над ЮТП, изображение зеркальное.)


2. Фотошоп

Летом 2003-его года, некоторые зарисовки Марса я сканировал, вставлял скан в шаблон и обводил инструментом "многоугольное лассо" (Poligonal Lasso). Однако вскоре понял, что в принципе можно обойтись и без сканирования, потому что зарисовки на балконе, при свете фонарика, с моей точки зрения, не могут похвастаться особой точностью контуров деталей, а подчас и самого их положения. Когда я осматриваю набросок после наблюдений при свете лампы, то практически всегда нахожу в нем какие-то неточности. Поэтому цифровая версия попросту "срисовывается" с черновика. Делается это в несколько приемов…

А. Прежде всего создается шаблон. Он делается "раз и навсегда" и сохраняется затем каждый раз с новыми деталями под названием соответствующим дате наблюдений. Итак, запускаем Фотошоп и создаем новый файл 200Х200 пикселей. Фоновый слой мы заливаем основным цветом, которым окрашена планета. Он в свою очередь подбирается "на глаз". В случае Юпитера мне наиболее подходящим показался F9F4D8... После этого создаем два слоя. Первый мы полностью заливаем цветом неба, например 0D1637, -- это для реализма, хотя можно и просто черным. Назовем этот слой "небо". Второй называем "сияние" и пока оставляем пустым. В принципе последний слой делается исключительно для воссоздания чувства наблюдения через окуляр. Чтобы подчеркнуть, что объект светится, а не есть просто светлый круг на темном фоне.

Классические руководства, требуют делать зарисовки на кругах диаметром 5 см. Если не ошибаюсь, это стандарт, и именно в таком виде их могут принять в различные научные институты... Поэтому мы создаем область выделения в форме эллипса, исходя из масштаба 72 пикселя на дюйм: 143Х132 пикселя (здесь и далее ширина Х высота :)). Выделяем слой "небо" и нажимаем Delete. Далее выделяем слой "сияние", жмем Shift+F5 и заливаем выделенную область цветом диска (F9F4D8). К получившемуся кругу применяем фильтр "Gaussian Blur" с радиусом 20 пикселей. После этого выделяем слой "небо" -- Ctrl+A и удерживая нажатой кнопку Ctrl нажимаем клавиши сначала "вверх", затем "вниз". Инвертируем выделение (Ctrl+Shift+I), выбираем слой "сияние" и жмем Delete...

Как известно, детали расположенные близко к краю лимба планеты обычно выглядят несколько неопределенными и затуманенными. Для воспроизведения этого эффекта делаем копию слоя "небо" и красим ее в цвет диска (F9F4D8). После чего применяем размытие по Гаусу с радиусом 12 пикселей.

На этом с шаблоном можно закончить. В принципе можно ещё сделать легкое размытие слою "небо". Изображение в окуляре субъективно кажется гораздо меньше 5 см. Резкий край столь увеличенного изображения выглядит немного неестественно.

(Финальный вид шаблона – рис. 2. В аттаче файл jup_shablon.zip – заархивированный фотошоповский исходник. Вообще, конечно всё это можно было бы сделать и другими способами. Но я не уверен, что они будут работать во всех версиях Фотошопа)

Б. Шаблон готов. Переходим к рисованию деталей. Чтобы соблюсти точность вы можете сфотографировать или сканировать набросок. Либо просто измерять линейкой расстояние между деталями. Я же (по уже названным причинам) "воссоздаю" детали, просто глядя на карандашный набросок. Техника рисования примерно такая. Сразу после фонового слоя (перед "маской") делаем новый слой. По памяти подбираем цвет самых темных деталей на диске. Мне показалось, что в моем случае это что-то вроде E9DEC4. После этого рисуем эту "самую темную деталь". Мне кажется это удобно делать инструментом Многоугольное лассо, -- производя небольшими "шажками" выделение нужной формы, и закрашивая его. (Используем при этом "самый темный цвет» E9DEC4). Ещё лучше делать это "контуром", -- как более гибким инструментом. Но по-моему обычно с ним больше "возни"...

Итак, деталь нарисована (в данном случае это СТП – см. рис. 3), но опять-таки из-за того, что изображение гораздо больше, чем то, что мы видели в окуляре, резкие его очертания выглядят неестественно. Поэтому применяем небольшую размывку по гауссу -- скажем 0,5-2 пикселя (рис. 4). Хотя резкость очертания деталей может быть и объективно разной. Если на этот счет во время наблюдений делались какие-то пометки (как у меня), то они конечно должны учитываться.

Далее тем же манером и тем же цветом (кроме южной умеренной зоны, которая делается белым) рисуются остальные детали. –- Каждая деталь на своём, отдельном слое (рис. 5 –- Северная и южная зона сделаны с помощью инструмента градиент –- от прозрачного к тому же E9DEC4).

К нарисованным деталям также применяется (если нужно «адресная») размывка. Как видите, в соответствии с пометкой на черновике, светлая область слева над тонким ЮТП, сделана более размытой чем остальные детали.

Теперь мы переходим к заключительной стадии -- фиксации на нашем рисунке интенсивности деталей. Это делается путем изменения параметра «Прозрачность» (Opacity). Если во время наблюдений делалась «калибровка» интенсивности деталей по баллам, то можно «назначать» прозрачность в соответствии с расставленными баллами. В противном случае это делается по памяти. Случается однако, что некоторые детали, становясь полупрозрачными, «пересекаются» друг с другом, и на рисунке появляются несоответствующие действительности потемнения. В подобных ситуациях я обычно прибегаю к инструменту "ластик". Кроме того он может использоваться и для дополнительной нюансировки отдельных деталей, передачи градиентов и т. д..

Таким образом рисунок окончен. То что получилось можно видеть на рисунке 6.


Вместо послесловия :)

"Вместо", потому что этим постом я надеюсь положить начало для обмена опытом создания астрономических зарисовок. Я не считаю свою технику оптимальной ибо она родилась практически сама собой, походя. Не может она пока что претендовать и на особоую точность, так как многое в ней делается «примерно» и «на глаз»...
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения Название: ris1.jpg Просмотров: 498 Размер: 26.2 Кб ID: 3924   Нажмите на изображение для увеличения Название: ris2.jpg Просмотров: 390 Размер: 4.6 Кб ID: 3925   Нажмите на изображение для увеличения Название: ris3.jpg Просмотров: 352 Размер: 4.9 Кб ID: 3926   Нажмите на изображение для увеличения Название: ris4.jpg Просмотров: 329 Размер: 4.7 Кб ID: 3927   Нажмите на изображение для увеличения Название: ris5.jpg Просмотров: 460 Размер: 5.4 Кб ID: 3928  

Нажмите на изображение для увеличения Название: ris6.jpg Просмотров: 477 Размер: 5.0 Кб ID: 3929  
__________________
С уважением, Валерий Р.
rv вне форума  Ответить с цитированием
Старый 30.07.2007, 18:38   #2
rv
Авторитет
 
Регистрация: 02.05.2003
Адрес: Екатеринбург
Сообщений: 373
По умолчаниюRe: О технике зарисовки планет

P. S. Архив с исходником шаблона весит 110 Кб и не "влезает" в ограничения форума
__________________
С уважением, Валерий Р.
rv вне форума  Ответить с цитированием
Старый 01.08.2007, 18:58   #3
Ernest
Герой СтарЛаба
 
Регистрация: 19.06.2001
Адрес: Russia, SPb
Сообщений: 4,858
По умолчаниюRe: О технике зарисовки планет

Сохранил в "закладках".

Будет жалко, если эта толковая инструкция пропадет сдвинутая более новыми темами. Надо бы найти какой-нибудь тематический сайт и опубликовать статью там.

Единственно, что немного настораживает - реалистичность предложенной техники скрывает некоторое отступление от документальности. Я свои рисунки дипов так же довольно интенсивно обрабатываю в редакторе ACDSee, но базируюсь все-же на фотокопии (скане) рисунка.
Ernest вне форума  Ответить с цитированием
Старый 02.08.2007, 21:02   #4
rv
Авторитет
 
Регистрация: 02.05.2003
Адрес: Екатеринбург
Сообщений: 373
По умолчаниюRe: О технике зарисовки планет

Цитата:
Сообщение от Ernest Посмотреть сообщение
Единственно, что немного настораживает - реалистичность предложенной техники скрывает некоторое отступление от документальности.
В данном случае отступления как такового нет, потому что черновик изначально не является документом. Это набор "узелков на память". Но это относится только к конкретному случаю: 1) Юпитер низко -- детали приходится "выуживать", 2) при этом мало времени на то чтобы сделать зарисовку, 3) опыта и сноровки практически в этом деле мало.

С другой стороны описанная методика прорисовки деталей вполне применима и к случаю когда "обводится" скан зарисовки. Я честно говоря не представляю, как добиться схожего результата как-либо обрабатывая карандашный набросок.
__________________
С уважением, Валерий Р.
rv вне форума  Ответить с цитированием
Старый 18.08.2007, 01:07   #5
blackhaz
Гуру
 
Аватар для blackhaz
 
Регистрация: 10.04.2006
Адрес: Прага
Сообщений: 983
По умолчаниюRe: О технике зарисовки планет

Великолепная инструкция!

Было бы здорово увидеть побольше зарисовок автора.
__________________
http://www.bcsatellite.net/bao/
blackhaz вне форума  Ответить с цитированием
Старый 01.08.2007, 19:43   #6
Viacheslav
Герой СтарЛаба
 
Аватар для Viacheslav
 
Регистрация: 14.03.2005
Адрес: Москва
Сообщений: 5,274
По умолчаниюRe: О технике зарисовки планет

Цитата:
Архив с исходником шаблона весит 110 Кб и не "влезает" в ограничения форума
Можно воспользоваться и сторонними хранилищами, благо их в сети полно...
Цитата:
Будет жалко, если эта толковая инструкция пропадет
Прибьем.
Viacheslav вне форума  Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы
Опции просмотра
Комбинированный видКомбинированный вид

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Зарисовки Петраков Дмитрий Астрономические наблюдения 47 24.10.2013 17:49
Выбор дешевого рефрактора для планет Star65 Астрономическое оборудование 47 03.12.2005 00:06
Визуальные наблюдения планет Evgeny Астрономические наблюдения 1 23.02.2003 17:30
Уточните даты загадочного расположения планет Anonymous Непознанное, необъяснимое, загадочное 6 26.06.2002 16:42


Часовой пояс GMT +4, время: 17:21.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4 Copyright ©2000 - 2015, Jelsoft Enterprises Ltd.