PDA

Просмотр полной версии : Переборка-юстировка ХЕК5про/ЕКУ6про в вопросах и ответах


Грин
20.10.2011, 14:50
Надоело рыться наугад в архивах форумов в ответ на очередной запрос - прикрепляю тему.
Прошу страждущих не пожалеть времени - почитать полностью пару этих ссыл:
http://www.astronomy.ru/forum/index.php/topic,27154.260.html
http://www.astronomy.ru/forum/index.php/topic,35268.msg625545.html#msg625545
Для юстировки разница в конструктиве у ХЕК5 лучше - открутил пластиковую крышечку - и полный наглядный доступ к моторредукторам. Но зато отсутствие этого второго окна делает корпус ЕКУ6 заметно жёстче.
Определение наличия люфтов механики сабжей - в телескоп на большом увеличении по звезде или днём по удалённому объекту на скорости 2-4Х нажимать кнопы пульта туда-сюда поочерёдно. Реакция на реверс должна быть мгновенной! Пауза - это зазор в парах. Или недотяг мелкоподшипничков червя. Более точно величину люфта покажет Максим ДЛ, Гайдмастер в режиме калибровки на длинном фокусе. Если линии креста или Г туда-сюда идут пиксель в пиксель - всё отлично. Если с сильным смещением - автогид может не справиться.
Визуально\тактильно наличие люфтов просто определить снятием моторредукторов - в ХЕК5 просто открутив пластиковую крышку сбоку корпуса, в ЕКУ6 - сняв крышку с платой и отсоединив разъёмы. Выкрутить и вынуть движки. Пальчиком за шестерню червя прекрасно чувствуется зазор в ЧП, и в моторредукторах.
Ахтунг! Все телодвижения с разборкой монти, равно как при её перевозке/переноске/установке выполнять только при отпущенных фрикционах! Иначе вы калёным стальным червём давите на мяХкие латунные зубья ЧШ, вплоть до образования вмятин на них! Насилуя при этом ещё и мелкоподшипнички червя...
Зажим фрикционов же при работе в штатном режиме не должен быть со всей дури - наклоняете в подшипниках ЧШ, изнашивая её червём в несоосной геометрии. Фрикцион затягивать надо так, чтобы при нечрезмерном усилии ( скоп въехал в ногу ) этот тормоз/фрикцион начал проскальзывать, а движки и силовые ключи не начали дымить, пытаясь свернуть трубой препятствие при перетянутом фрикционе!

Буду рад ответить на все непонятки, которые вам неясны после прочтения ссыл и телодвижениях по приведению сабжей в состояние швейцарских хронометров. :)
если не в состоянии внятно описать место и тип проблемы - пояснительные фото узлов облегчат наше взаимопонимание. :)
Добавлю звука с Астрофеста 2016.
https://www.youtube.com/watch?v=nW2D...ature=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=wctm...ature=youtu.be
Пы.сы - и прошу не относящимися к механике вопросами типа - Какой нужен БП, как настроить ЕКУМОД и Как правильно оталигниться на балконе - эту тему не засорять, поищите соответствующую, их здесь есть. :)

bald13
05.12.2011, 15:11
Доброго дня. Читал вышеприведенную ветку на соседнем форуме и возник вопрос:

".....Итог - шестерни предредуктора выставил практически беззазорно - "через бумажку......."

Что вы имели ввиду под "через бумажку"?

bigol
10.12.2011, 01:59
Могу подсказать. Берете кусочек тонкой бумаги, вкручиваете его между зубьями шестереночной пары (рукой, вращая одну из шестеренок). Затем шестеренки максимально поджимаете друг к другу и зажимаете регулировочные винты. Вращаете шестеренки, пока бумажка не вылезет из зацепления и убираете ее. Все, между зубьями данной шестереночной пары получился зазор величиной "в бумажку".

bald13
10.12.2011, 23:00
Спасибо за ответ. Просто при переборке своей УЙ6 шестеренки мотора и редуктора я слегка "без фанатизма" поджимал пальцем после чего все затягивал. А проверял на плавность хода и отсутствие люфта кручением конца оси червяка (который под крышкой с подшипником).

Грин
12.12.2011, 02:36
Спасибо за ответ. Просто при переборке своей УЙ6 шестеренки мотора и редуктора я слегка "без фанатизма" поджимал пальцем после чего все затягивал. ).
И это нормально. Все подшипники в данных монти посажены не на тугую, а на скользящую посадку, так что даже в случае лёгкого пережима пар подшипники в посадках обеспечивают некоторую "гибкость" системы, а мяХкие латунные шестерни (когда они новые) достаточно быстро притирают свои микрозаусенцы фрезеровки, вплоть до появления опять лёгких зазоров.

А проверял на плавность хода и отсутствие люфта кручением конца оси червяка (который под крышкой с подшипником
А здесь - поподробнее, плиз! Это как Вы до этого конца оси добрались?

bald13
12.12.2011, 22:45
Просто отвернув чёрную круглую крышку на корпусе. Там и выступает часть оси, которую можно прокрутить.

Грин
12.12.2011, 23:30
Там, где под ней регулировочное кольцо поджима подшипников червя? ИМХО, при нормальном зазоре червь-ЧШ и подсоединённом моторредукторе эта ось пальцами должна вращаться туго, да и подлезть пальцами к ней, кажется. проблематично. Информативнее всё же пальцем за шестерню червя при снятом моторредукторе.

bald13
14.12.2011, 11:54
Да, подлезть действительно тяжело (не для больших пальцев). При присоединенном двигателе с редуктором прокрутить ось тяжело, но на начальной стадии можно прочувствовать есть ли люфт по всему тракту в целом (от мотора - до шестерни червяка).

Грин
21.12.2011, 23:41
Ну, как оценка люфта в общем - оно и не надо даже туда лезть - достаточно погонять кнопами монти визуально по звезде на высоком увеличении - сразу люфт "виден" на реверсе. А для локализации люфтов по конкретным парам - всё же придётся снимать моторредуктора в ЕКУ6...

pavel1913
05.07.2012, 11:24
Требуется помощь зала. Может Грин даст ЦУ.
Проблемка по DEC в новой ЕКУ6.
ДеЖаВю: Либо люфт по оси/ либо клин по ЧП.
Сразу отмечу, что темный масляный след по кривым зубьям червячного колеса виден практически по середине.
Пока задача минимальная: убрать полностью заклинивание при нагрузке (добиться приемлемых люфтов в ЧП) и убрать люфт по оси склонения.
Доскональное микронное вылизывание узлов с притиранием (полированием) зубьев оставлю на после закрытие дачного сезона.
Что сделано: поджаты шестерни в моторном блоке (моторедукторе). Сам редуктор максимально сдвинут в сторону зацепления с шестерней на червячной оси. Заменена прокладка на потоньше между червячным колесом (шестеренкой – какая терминология правильная не знаю!) и подшипником на стыке блока DEC и всей головы.
Не смог! Вытащить последний подшипник из стакана блока со стороны зажима ЛХ, соответственно не увидел, что там с прокладками. Как выстучать этот подшипник????!!!!
Что имею на текущий момент:
При довольно сильном поджатии нижней части (со стороны противовесов), ось DEC все еще плавно вращается. Люфт по оси ушел.
Если убирать люфт по оси винтиком поджимающим червя, ЧП сразу клинит.
Т.е клин по ЧП уходит только при почти полностью вкрученном противоположном мелком винте регулировки (я так понимаю при минимальном зацеплении червя и шестеренки). И что самое проблематичное! - при не полном затягивании 4-х болтов крышки ЧП.
«Что делать?» ..куда копать??..

Грин
05.07.2012, 18:29
.
1.Сразу отмечу, что темный масляный след по кривым зубьям червячного колеса виден практически по середине.
2. Заменена прокладка на потоньше между червячным колесом (шестеренкой – какая терминология правильная не знаю!) и подшипником на стыке блока DEC и всей головы.
3. Т.е клин по ЧП уходит только при почти полностью вкрученном противоположном мелком винте регулировки (я так понимаю при минимальном зацеплении червя и шестеренки). И что самое проблематичное! - при не полном затягивании 4-х болтов крышки ЧП.
«Что делать?» ..куда копать??..
1. Хорошо, так и должно быть.
2. Тогда зачем было ставить тОньше кольцо? Сколько мм конкретно было и стало? Ведь теперь червь будет не централизован по середине профиля ЧШ, если я правильно помню назначение прокладок.
3. Порядок поджима винтами червя к ЧШ я уже описывал. Но вот косвенный признак централизации червя по профилю ЧШ - если 4 прижимных болта отпущены - червь слегка "приподниматеся" в профиле ЧШ. Прижали толкающим винтом, почувствовали пальцем за шестерёнку червя - сильно туго, подклинивает. Затягиваем 4 винта - червь опускается к средине профиля ЧШ - пальцем слышно, как тугость вращения уходит. Это - признак точного подбора прокладки , при которой червь располагается точно посредине профиля ЧШ.

Доскональное микронное вылизывание узлов с притиранием (полированием) зубьев оставлю на после закрытие дачного сезона.

Полировка зубов ЧШ и промредуктора происходит в принципе и в процессе активной работы, все шестерни мяхкие, латунные. Главное - чтобы стальной червь был хорошо шлифован, без заусенцев. Иначе будет драть латунь ЧШ. И такое изредка встречается.

pavel1913
05.07.2012, 22:04
Прижали толкающим винтом, почувствовали пальцем за шестерёнку червя - сильно туго, подклинивает. Затягиваем 4 винта - червь опускается к средине профиля ЧШ - пальцем слышно, как тугость вращения уходит. Это - признак точного подбора прокладки , при которой червь располагается точно посредине профиля ЧШ.

т.е. снимаю мотор с редуктором кладу палец на шестерню червячного вала и чувствую разницу..
спасибо, буду пробывать..
прокладку верну штатную. Я еще думаю, не сильно ли я поджал моторедуктор в сторону этой шестерни?, может это поджатие перекашивает вал червя??!

Грин
05.07.2012, 22:59
Я еще думаю, не сильно ли я поджал моторедуктор в сторону этой шестерни?, может это поджатие перекашивает вал червя??! Если поджимал рукой/пальцами - по пережать не смог бы в принципе. Если бы поджимал рычагом с одновременным закручиванием крепежа моторредуктора - то для новой монти в принципе не страшно - за 100-200 оборотов латунные зубья с грубой фрезеровкой профиля попритирались бы до зеркала, стерев "горбы" шероховатости. А вот при правильной затяжке прижимной гайки подшипничков червя его перекос невозможен, скорее подшипнички начнут клинить, и звук будет аццкий.

pavel1913
09.07.2012, 13:28
Если поджимал рукой/пальцами - по пережать не смог бы в принципе.
По-немногу врубаюсь в точную настройку ЧП.
Т.к. ранее червь подклинивался при плотном затягивании крышкой узла ЧП (на 4-х болтах).
Сделал свой вариант расклинивания. Подложил прокладку 0,2мм (вырезал из полиэтиленовой папки) по всему профилю прилегания. Предварительно просмотрел поверхности прилегания на предмет заусенцев, капель краски и прочей бугристости..Все чисто.
Кроме того по совету Грина (спасибо! Сам бы долго доходил до этой мысли), пальцем щупая легкость кручения вала червя по шестеренке на этой же оси, закручивал винтик поджимания червяка и окончательного закручивал 4 болта крышки.
После нескольких итераций туда-сюда был выбран оптимум: отсутствие люфтов по DEC (или почти отсутствие), легкость кручения вала червя. Если при очередной попытки поймать оптимум я промахивался, т.е. перезатянул винтик, и начинал клинить червяк, отвинчивание его не помогало от расклинивания, и нужно было ослаблять 4 болта. Эффект какой-то напряженности..
Затем голова была собрана. И собран весь сетап с 10'' ньютоном и тремя грузами по 5кг.

Что понравилось: сразу отметил очень тихий звук моторов при перенацеливании трубы с объекта на объект. Никаких намеков на подклинивание.
Что не очень: 1. очень слабое закрепление тяжелой 10'' в кольцах и стандартном ЛХ. Хочется более широкий ЛХ, широкие кольца, более плотное привинчивание колец, может быть на 4 болта М6. 2. приклеенный штатный уровень кажет не то что дает пузырек строительного уровня. 3. штангу противовесов нельзя выдвигать полностью – иначе сильный люфт.

К сожалении не удалось сделать нормальную серию тестовых кадров, т.к. до почти полпервого были облака, затем перевыставлял полярку, да еще и глючил Максим, или я не то делал..Танцы с бубном))…Очень долго возился с калибровкой.. Увеличивал время калибровки, менял скорости и ничего не помогало. Максимка рисовал первую и вторую палку идеально, я так понимаю по RA, затем переходил к DEC и там получалось от силы 2-3 пикселя((. Пришло в голову: все же есть остаточный люфт --- подтянул сильнее винтик затяжки червя. Думал, сейчас монти и затарахтит, т.к. сбил тонкую настройку..Но ничего плохого не произошло..наоборот вторые две палки максим нарисовал по 5 пикс. И калибровка прошла.
Затем я переложил монти на западное полушарие (объект к тому времени перешел южный меридиан). И еще раз откалибровался. Получилось почти идеально. Т.е. обозначилась зависимость качества калибровки от положения трубы и грузов??!!.
Было почти 3 утра..светло..сделал три кадра..фихгня(( Но картинку гидирования приложу.
Характерно, были периоды легкой болтанки, как слева и почти идеального поведения (для меня) правее..

Вадим Егоров
02.08.2012, 15:48
У меня вопрос по поводу смазки. Циатим(синий!) годен для монти?
щас "советский" циатим положил в морозилку, поглядим что будет.

Грин
02.08.2012, 19:50
Проверка в морозилке и на жаре - чтобы не каменела и не текла.

Евгений13
02.08.2012, 22:47
Синий циатим уже давно "сидит" в моей Еку-5, когда-то стындил из своего НИИ, правда не знаю какая там была маркеровка(у нас лежала в бочках). Я не знаю, как она ведёт себя в магаданских морозах, но при -27 работала без нареканий.:)

Вадим Егоров
03.08.2012, 06:40
Что хочу сказать, вот советский циатим пролежал в морозилке всю ночь. консистенция не изменилась!
Сегодня проверю синий на морозостойкость.

morozko
26.08.2012, 16:28
Давно заметил такой неприятный эффект на монти EQ6. Например, заряжается серия с дизерингом. Снимается первый кадр - график гидирования просто великолепен. Но, вот происходит подвижка между кадрами - и после нее начинается "пила". Причем, бывает так, что по обеим осям, бывает, что только по РА или только по ДЕК.
Да, а после очередной подвижки бывает так, что все приходит в норму. Это видно по второй фотке. Выскок графика за пределы окна - это подвижка. и после нее все нормализовалась.
Собственно, вопрос. Не является ли вышеописанный глюк предвестником предстоящей переборки? И наблюдал ли такой эффект еще у кого? Может есть метод забороть сие без глобальной переборки, например, подтянув гайки под черными пластиковыми крышечками?
Две фотки с гидежкой прилагаю.

Грин
26.08.2012, 21:19
Но, вот происходит подвижка между кадрами - и после нее начинается "пила".
Это даже жуткий меандр! Хотя вижу, что во 2м случае параметр агрессивности выше.
Тонкости настройки ПО не для этой ветки, займёмся механикой.

Собственно, вопрос. Не является ли вышеописанный глюк предвестником предстоящей переборки?
У кого эта монти под рукой для проведения вышеописанных мной несложных тестов? ;)
Для данных картинок я могу предположить пару-тройку люфтов в механике.

Может есть метод забороть сие без глобальной переборки, например, подтянув гайки под черными пластиковыми крышечками?

Какие гайки под какими пластм. крышечками? Можно ж для точности понимания или фотку, или хотя бы подробное их описание?
И главное - ЗАЧЕМ??? Вы прочли на стр.1, ЧТО этими гайками подтягивается и каково должно быть усилие затяжки? И что может быть, если их тянуть от фонаря? ;)

morozko
27.08.2012, 00:31
Олег, почитал про тесты. При калибровке гида на искателе 9х50, фокус там примерно 170 мм, рисует почти всегда идеальную L. Попробовал провести калибровку, используя в качестве гида основную камеру QHY8L и сам телескоп - фокус 1000мм.
Вот два скрина. Первый - калибровка гида делалась, но телескоп был не синхронизирован с картой, а просто от балды направлен в случайную область неба. Второй скрин - телескоп привязан к небу.
С точностью до пиксела не попадает. Рекомендовано ли в таком случае уже задуматься о переборке/юстировке? Или такое состояние удовлетворительно и лучше пока не трогать ничего?

bigol
19.10.2013, 12:38
Может на этом форуме кто поможет, на соседнем пока не получается. Надеюсь, прежде всего на Олегов ;) Вот мои проблемы вкратце:

Черт, что-то я в унынии. Монтировку после покупки перебрал, смазал и имел вот такое гидирование (ссылка не работает, так что прикрепил две картинки - с хорошим графиком и с плохим).
Это прошлым летом. В этом году - ничего похожего, значительные скачки по RA. В околозенитной области несколько лучше, ниже - хуже. Всякие балансы-дисбалансы, люфты - все в норме. Настройки софта проверил не раз. Чтобы такое могло быть? Если бы одна сессия - грешил бы на атмосферу. Но уже с начала сезона добрый десяток выездов был. Может какие-то внутренние настройки как-то сбились при обновлении прошивки? Даже не знаю куда смотреть.
...
Пока так толком ничего поправить и не смог. Заметил еще одну особенность, которой раньше вроде не было. Навелся вчера на Луну с камерой в прямом фокусе. И если на геймпаде (думаю что и на пульте так же будет) кратковременно нажимать кнопки управления RA, то виден сильный колебательный процесс, затухающий за секунду-две. Если крутить DEC - ничего подобного нет. С одной стороны, это вроде логично - на RA момент совсем другой, с одной стороны 3 груза, с другой телескоп. Но вот раньше не помню чтобы так сильно бросалось в глаза, подозреваю что именно эта колебательность и убивает хорошее гидирование по RA. Где в механике место, которое может сильно влиять на эту "пружинистость"? Даже в хоумпозишн, со скопом вверху и грузами внизу, при затянутом тормозе RA, если телескоп малость толкнуть рукой, то явно чувствуется и даже заметно, как он в ответ "т-р-р-р-р" - трясется какое-то время :( Вот не додумался ролик по Луне записать.
У вас, обладателей neq-6 есть такой эффект?
Не могу ручаться на 100%, но по-моему, у меня с этим сетапом даже на HEQ-5 не было такого эффекта.

Грин
19.10.2013, 16:16
Очень тяжело так вслепую предположить, в каком узле слабина рождает вибрацию. Варианты:
1. Недотянута нижняя гайка большого упорно-радиального подшипника по RA.
2. Недотянуто кольцо, или недотянута в упор корпуса противоположная пробка подшипников червя.
3. Маловероятно - недокручена и назатянута ось RA в сам корпус, где моторредуктора.
4. Не дай бог и маловероятно - просажен размер посадки и болтаются в свободной посадке несущие подшипники ЧШ.
Ищи, боюсь, что без полной разборки и пошаговой тщательной юстировки каждого узла фиг разберёшься... Если вибрацию не даёт какая-нибудь фигня типа длинного тонкого ЛХ самого скопа...
http://starlab.ru/showthread.php?t=22168

bigol
20.10.2013, 18:30
Олег, Спасибо за ответ.
1. Теоретически возможно, но до какой степени ее затягивать? Я считаю, что затянул достаточно сильно, но может нужно "еще сильнее"? Не понятно, где критерий.
2. Нет, здесь всё в порядке, подтянуто чуть сильнее "свободного вращения" червя.
3. Это не понял - где и что проверять/крутить?
4. Не, там вроде все очень внатяг сидит, еле-еле устанавливается и достается.

Разборки не боюсь, уже почти как АК-47 в школе :) Юстировать каждый узел - это правильно, только нужно знать как это делать и где критерий - "отъюстировано".
Т.е. ты однозначно уверен, что такая вибрация - это не нормально и быть ее не должно?
Вчера поехал на дачу, на вечер был прогноз неплохой, успел снять периодику и записать ролик - что значит "вибрация". Закину на ютуб и отпишусь.
Про ластохвост как-то не думал, а ведь тоже возможно... Однако сетап ведь не менялся, а раньше вроде не было такого.

bigol
20.10.2013, 20:15
Вот картинки периодики, монти с полной загрузкой, филипс в прямом фокусе.
Ютуб тормозит, поставил в очередь и никак. Появится ссылка - добавлю. http://youtu.be/2qoqX1tB5ns
Картинка (несъюстирован скоп, я в курсе ;) ) на ролике соответствуют осям - верх-вниз DEC, вправо-влево RA. Третья скорость в eqmod, чтобы эффект был лучше виден. Там на ролике будет один момент - после кратковременного нажатия кнопки "вправо" монти все время потом еще пару секунд "доползает". Это меня долго доставало и тоже не знал что такое и куда смотреть. Но потом понял и вчера как раз подтвердилась правильность догадки - не хватало дисбаланса на восток. Т.е. я уравновешивал ось RA и потом немножко сдвигал один груз восточнее. Оказалось, этого мало. Нужно было сдвинуть немного дальше, тогда это "ползание" исчезло.

З.Ы. Олег, может перенести это в твою тему, раз такая есть? Я не нашел, поэтому начал новую. А по смыслу как раз в твою подходит, заодно поднимется полезная тема.

Грин
22.10.2013, 17:11
Олег, Спасибо за ответ.
1. Теоретически возможно, но до какой степени ее затягивать? Я считаю, что затянул достаточно сильно, но может нужно "еще сильнее"? Не понятно, где критерий.
3. Это не понял - где и что проверять/крутить?
.
1. Смотри - у тебя на один конец оси повешен весь груз, который стремится изргнуть ось и "искривить" в свободной посадке несущие подшипники. Чтобы этого избежать, ИМХО, сама ось должна быть натянута типа, как струна, этой самой гайкой. В идеале - максимально возможно сильно, но до такой степени, чтобы не появилась тугость вращения нахолостую, без червя, в перетянутых несущих подшипниках. Методом проб...
3. Если снимешь с оси ВСЁ - тогда увидишь, что под снятым нижним подшипником ЧШ ось вкручивается в корпус и затягивается/контрится гайкой. Выход оси в копус виден в виде дырки внутри корпуса, куда светит светодиод подсветки искателя полюса.

bigol
22.10.2013, 19:09
Да, Олег, я понимаю, что должна быть затянута хорошо. Попробую чем-то подтянуть еще, пощупаю. Я выкручивал из гайки два шестигранника и в эти отверстия (с резьбой) вставлял пару ключей шестигранных. Попробую вкрутить пару винтов, может так проще будет подтянуть. Еще не нравится не совсем свободное вращение оси RA с отпущенным тормозом. Т.е. если ее поставить горизонтально и отпустить - она махнет вниз, проскочит точку равновесия и затем пойдет обратно и тут же остановится, не доходя до равновесия. Т.е. как маятник 3-4 раза не качается. Что-то мешает. Хотя подшипники все крутятся свободно, не гудят и не люфтят.
Хотелось бы все-таки услышать четкий ответ от владельцев NEQ-6 - вот такая вибрация, как в ролике по ссылке, при остановке после поворота по RA у вас есть или нет? Или должно останавливаться сразу без всяких вибраций, как на оси DEC (в ролике вверх-вниз)?

Грин
22.10.2013, 19:40
Да, Олег, я понимаю, что должна быть затянута хорошо. Попробую чем-то подтянуть еще, пощупаю. Я выкручивал из гайки два шестигранника и в эти отверстия (с резьбой) вставлял пару ключей шестигранных. Попробую вкрутить пару винтов, может так проще будет подтянуть.
Да, я затягивал эту гайку вкрученными на место контровых винтов двумя длинными шпильками. Только не забыть отпустить при разборке все 4 контровых винта на гайке.

Еще не нравится не совсем свободное вращение оси RA с отпущенным тормозом. Т.е. если ее поставить горизонтально и отпустить - она махнет вниз, проскочит точку равновесия и затем пойдет обратно и тут же остановится, не доходя до равновесия. Т.е. как маятник 3-4 раза не качается. Что-то мешает. Хотя подшипники все крутятся свободно, не гудят и не люфтят.
Тереть может бочка корпуса ЧШ об стенки люминевого корпуса - если почистить стенки от смазки - следы бывают видны. Но это только влияет на лёгкость вращения при балансировке, при отпущенных тормозах, при затяжке тормозов корпус и ЧШ составляют единое целое и на процесс ведения и гидежа не влияет.

Хотелось бы все-таки услышать четкий ответ от владельцев NEQ-6 - вот такая вибрация, как в ролике по ссылке, при остановке после поворота по RA у вас есть или нет? Или должно останавливаться сразу без всяких вибраций, как на оси DEC (в ролике вверх-вниз)?
В зависимости от съюстированности конкретных экземпляров монтировок ответы могут быть разными. Норма - никаких колебаний и вибраций после останова не происходит.
Ноги у монти в порядке, всё жёстко? Всё же если момент плеча у телескопа тоже немалый, при ускорениях/остановах даже на незатянутых ногах весь сетап может "вихляться"...

bigol
22.10.2013, 19:53
Да, легкие следы от трения бочки по корпусу как раз есть. Хорошо, что это не страшно. Может там нулевкой какой пройтись по корпусу, чтобы балансировать легче было?
Ноги в порядке, но под ноги подкладываю пластиковые крышки от "Панангина", очень подходят по размеру :) Нужно попробовать без них, но не думаю чтобы это так сильно влияло. Еще нужно попробовать прикрутить удлинитель оси противовесов и упрятать саму ось поглубже. Я ее сейчас не выдвигаю полностью, чтобы люфт был поменьше, но может быть этого не достаточно.

Грин
22.10.2013, 20:14
Да, легкие следы от трения бочки по корпусу как раз есть. Хорошо, что это не страшно. Может там нулевкой какой пройтись по корпусу, чтобы балансировать легче было?
.
ИМХО, если балансировка не вызывает проблем - ни в коем случае не тереть! Смотри - при достаточно свободных посадках подшипников этой самой ЧШ, когда ты затягиваешь тормоз, то в приципе от усилия она может своим корпусом упереться напротив в люминиевый корпус, ограничив свой перекос на оси. Разотрёшь зазор между ЧШ и корпусом - вдруг при затяжке тормоза перекос ЧШ относительно червя станет бОльше?
Сделай эксперимент при снятом движке - порути пальцами шестерню червя при отпущенном и заятнутом тормозе, почувствуй разницу? И в двух положениях - ручка тормоза со стороны червя и напротив, на 180* от червя. результаты иногда бывают грустными...
Насчёт остального - ищи болтанку в каждом узле, пальчиками... Только ты лично сможешь её обнаружить. Я лишь по методе смогу что-то подсказать.

ASheff
28.07.2016, 20:18
А бывают радиально-упорные подшипнички червя? 9x17x5 размер вроде, ничего не могу подобрать..

D_a_r_k_man
28.07.2016, 20:32
А бывают радиально-упорные подшипнички червя? 9x17x5 размер вроде, ничего не могу подобрать..

Нафига там радиально-упорные? У тебя же противовес, нагрузка на них минимальна. Не лови блох, лучше снимать начни, тогда тебе не до типа подшипников будет:D

ASheff
28.07.2016, 20:34
Нафига там радиально-упорные? У тебя же противовес, нагрузка на них минимальна. Не лови блох, лучше снимать начни, тогда тебе не до типа подшипников будет:D

Да, снимать надо, согласен :D
Не, ну что бы не ловить люфты пальцем при затяжке гайки.. Затянул да и все..
Ладно, чувствую р\у подшипников в этом размере нет, ща полезу в ЧП, посмотрю состояние своих..

ASheff
28.07.2016, 21:58
Свои вполне живые, буду собирать обратно.
Такой вопрос - нет прокладки между подшипником которая внутри часовой шестерни и самим корпусом, смотрел видео по переборке eq6 - там есть прокладки с обоих сторон часовой шестерни.
Это нормально, что у меня с одной стороны? между подшипниками, получается..

D_a_r_k_man
28.07.2016, 22:59
Свои вполне живые, буду собирать обратно.
Такой вопрос - нет прокладки между подшипником которая внутри часовой шестерни и самим корпусом, смотрел видео по переборке eq6 - там есть прокладки с обоих сторон часовой шестерни.
Это нормально, что у меня с одной стороны? между подшипниками, получается..

Насколько я помню, в хеке прокладка точно была между червячной шестернёй в сборе с подшипниками, и подшипником, который в свободную сторону вала, там где упорно-радиальный роликовый. А вот про шайбу между корпусом монтировки и червячной шестернёй - она для регулировки положения червяка относительно червячной шестерни по высоте. Грубо говоря, винтиками под внутренний шестигранник ты регулируешь прижим червяка к ЧШ по горизонтали, а толщиной этой прокладки (между корпусом с осью DEC и червячной шестернёй в сборе) - вертикальное зацепление червяка.
Проверить можно, легонько пшикнув аэрозольной краской на червячную шестерню в одном месте, собрав без шайбы, крутнуть несколько оборотов червяка (внучную), потом разобрать и посмотреть, где именно червяк контактирует с червячной шестернёй. Если пятно контакта по центру - оставить как есть. Если нет - подбирать толщину этой прокладки, вырезая из чего-нибудь, пока не достигнешь положения пятна контакта ровно посередине червячной шестерни.
Вроде доступно написал, если несколько раз прочитать :D

ASheff
28.07.2016, 23:09
Насколько я помню, в хеке прокладка точно была между червячной шестернёй в сборе с подшипниками, и подшипником, который в свободную сторону вала, там где упорно-радиальный роликовый. А вот про шайбу между корпусом монтировки и червячной шестернёй - она для регулировки положения червяка относительно червячной шестерни по высоте. Грубо говоря, винтиками под внутренний шестигранник ты регулируешь прижим червяка к ЧШ по горизонтали, а толщиной этой прокладки (между корпусом с осью DEC и червячной шестернёй в сборе) - вертикальное зацепление червяка.
Проверить можно, легонько пшикнув аэрозольной краской на червячную шестерню в одном месте, собрав без шайбы, крутнуть несколько оборотов червяка (внучную), потом разобрать и посмотреть, где именно червяк контактирует с червячной шестернёй. Если пятно контакта по центру - оставить как есть. Если нет - подбирать толщину этой прокладки, вырезая из чего-нибудь, пока не достигнешь положения пятна контакта ровно посередине червячной шестерни.
Вроде доступно написал, если несколько раз прочитать :D

Да понятно всё, я то видео глянул, там Олег доступно расписал :)
С другой стороны да - вон та самая красная прокладочка, а со стороны прижима к корпусу с осью не увидел, думал мож кто помнит когда разбирал..
Ну ладно, буду экспериментировать с краской :vo

ASheff
29.07.2016, 00:00
Вместо краскотеста сделал так. Т.к. под рукой ни штангеля, ни линейки даже нормальной..

В общем как то так.

http://i78.fastpic.ru/big/2016/0728/af/7edc543a81b697061169ab20f822b4af.jpg

http://i78.fastpic.ru/big/2016/0728/81/c9d7a90e7ec1d1ee51e8e6473893d881.jpg

Вон, там кстати видно на ЧШ после ее промывки черный поясок, видимо там контакт идет.
Т.е. там даже без прокладки высоковато сидит ЧШ.

Годится?

D_a_r_k_man
29.07.2016, 00:14
Вместо краскотеста сделал так. Т.к. под рукой ни штангеля, ни линейки даже нормальной..

В общем как то так.

http://i78.fastpic.ru/big/2016/0728/af/7edc543a81b697061169ab20f822b4af.jpg

http://i78.fastpic.ru/big/2016/0728/81/c9d7a90e7ec1d1ee51e8e6473893d881.jpg

Вон, там кстати видно на ЧШ после ее промывки черный поясок, видимо там контакт идет.
Т.е. там даже без прокладки высоковато сидит ЧШ.

Годится?
Ацтой аще. Если червяк станет там, где надо (ровно середина линии, центр впадины), то пятно контакта станет в разы больше, автоматически. Сам понимаешь. Подшипники все до конца сели?
Нужно регулировать высоту теми самыми шайбами, загоняя ЧШ на центр червяка.



Стоп, это сейчас без шайбы между собранной ЧШ и корпусом?

ASheff
29.07.2016, 00:21
Ацтой аще. Если червяк станет там, где надо (ровно середина линии, центр впадины), то пятно контакта станет в разы больше, автоматически. Сам понимаешь. Подшипники все до конца сели?
Нужно регулировать высоту теми самыми шайбами, загоняя ЧШ на центр червяка.



Стоп, это сейчас без шайбы между собранной ЧШ и корпусом?

Ну да, я ж говорю, без шайб )
Т.е. там еще и пилить надо буртик на оси, куда упирается подшипник.
Или как вариант прокладку под крышку с червяком думаю уже..

ASheff
29.07.2016, 00:26
Вот как то так

http://i78.fastpic.ru/big/2016/0729/ae/40af85f4553d8ecdb709708c10f2ebae.jpg

http://i78.fastpic.ru/big/2016/0729/96/9a0cfba73c4153207c984354e51cba96.jpg

http://i80.fastpic.ru/big/2016/0729/c8/8e619e60d159271366ece4e70a2844c8.jpg

Грин
29.07.2016, 12:42
Да, после помывки ЧШ у тебя и без красочки прекрасно видно, что червь смещён относительно ЧШ. Анализируй смещение, играйся с толщиной прокладки.
Видишь, для чего полезно разбирать новую китаянку... ;)

Грин
29.07.2016, 12:44
Ну да, я ж говорю, без шайб )
Т.е. там еще и пилить надо буртик на оси, куда упирается подшипник.
Или как вариант прокладку под крышку с червяком думаю уже..
Пилить не вздумай!
Если надо поднять червя - крась краской в несколько слоёв торец червячной крышки.
Подшипник с этой стороны в ЧШ проверь - вдруг он не до конца вставлен в посадочное и заклинил.
В принципе в ЧШ подшипники вставлены на скользящую и должны свободно вставляться-выниматься.

ASheff
29.07.2016, 12:58
Пилить не вздумай!
Если надо поднять червя - крась краской в несколько слоёв торец червячной крышки.
Подшипник с этой стороны в ЧШ проверь - вдруг он не до конца вставлен в посадочное и заклинил.
В принципе в ЧШ подшипники вставлены на скользящую и должны свободно вставляться-выниматься.

Хм.. может и заклинил, действительно..
У меня руками не получилось вытащить оба.. Проверю!

А на счет краски, может лучше прокладку из альбомного листа, например?

D_a_r_k_man
29.07.2016, 13:28
Пилить не вздумай!
Если надо поднять червя - крась краской в несколько слоёв торец червячной крышки.
Подшипник с этой стороны в ЧШ проверь - вдруг он не до конца вставлен в посадочное и заклинил.
В принципе в ЧШ подшипники вставлены на скользящую и должны свободно вставляться-выниматься.

Не, краской чот тоже не нравится. Из картона можно прокладки вырезать, толщину добивать бумагой

Юрий
29.07.2016, 13:39
Получается, что предыдущий владелец Хека снимал на таком маленьком пятне контакта и в ус не дул, ну в смысле фотографии получались весьма достойными.

Наверно много китаянок в таком же состоянии по России работает, т.е .купленных новыми и не перебранных. Крутит и ладно.

ASheff, молодец, что взялся, респект!

Юрий
29.07.2016, 13:55
Бумага же гигроскопична, а монтировка покрывается росой, как-то стрёмно, мне кажется...
Я подбирал толщину (не в монти, конечно же) пластиковыми карточками, коих скопилась целая пачка (всякие скидки в разных магазинах, которыми никогда не пользуешься). Многие из карточек имеют разную толщину (0.5-1мм).

Hermes
29.07.2016, 15:38
Подскажите пожалуйста маркировку подшипников на оси RA и червяке на монтировке HEQ5 pro . Давно хочу заменить на что нибудь японское .

Hermes
29.07.2016, 16:35
На моих написано HS 6006z, на радиальных, на конических не смотрел..
Спасибо . А что на червяке ? Качество этих важнее .

ASheff
29.07.2016, 16:37
Спасибо . А что на червяке ? Качество этих важнее .

говорят 689 zz (http://www.astronomy.ru/forum/index.php/topic,142658.0.html), 9x17x5, я сам ток вечером сегодня туда полезу..
А, ты вы в ту тему уже 10 минут и смотрите ))

ASheff
29.07.2016, 21:00
Вот такие там подшипнички, без опознавательных знаков вообще.
Судя по размерам и есть 689zz

http://i80.fastpic.ru/big/2016/0729/74/437612262920dcd29e922bbf74779774.jpg

ASheff
29.07.2016, 23:05
В общем дела такие - подшипники в боченке ЧШ оси RA сидят до конца, легко они не вынимались, только легким постукиванием изнутри через пластик извлеклись довольно легко. Посадил обратно тоже через постукивание по внешней оправе, от руки не ловилось положение, когда он туда падал. Расстояние от ЧШ до основания крышки осталось тем же. Вырезал прокладку из альбомного листа, пока оставлю ее, буду экспериментировать.

http://i80.fastpic.ru/big/2016/0729/4d/8610002665140c1ee4c6151b8c78f44d.jpg

http://i80.fastpic.ru/big/2016/0729/f6/05e0d3852a0463bb3d8b09edc18106f6.jpg

http://i80.fastpic.ru/big/2016/0729/c7/a867c2a7f7154d9fb840927779ac7dc7.jpg

ASheff
29.07.2016, 23:29
Прикрутив приводную шестерню, сразу же увидел ее восьмерошность хода, придумал небольшой лайфхак - из того же альбомного листа вырезал по 6 полосок, вложил их с каждой стороны шестерни, хорошо придавил ее и прикрутил, вроде теперь ровно крутится.

Потом может когда сращивать с моторами буду надо будет высоту подрегулировать, но главное что решение уже есть.

http://i80.fastpic.ru/big/2016/0729/1d/28e3b18930654137779c52560799cc1d.jpg

К слову, винт который справа на оси шестерни (на фото) вообще не был закручен, просто болтался полураскрученный )
Не тот который в шлиц упирается, другой.

Грин
30.07.2016, 11:54
А кто мешает вырезать из нескольких (мож даже одной хватит) целый контур? )
Толщину мне надо где-то 0.5 навскидку.. Бумаги наверное маловато будет..Тут особо гадать нечего. Штангеном меряешь смещение пятна контакта на ЧШ с геометрическим центром профиля зубов ЧШ - это и есть требуемая толщина прокладки.
Мне очень удобно было все эти измерения и исследования пятен контакта делать под биномикроскопом МБС9.

Грин
30.07.2016, 11:59
Прикрутив приводную шестерню, сразу же увидел ее восьмерошность хода,
К слову, винт который справа на оси шестерни (на фото) вообще не был закручен, просто болтался полураскрученный )
Не тот который в шлиц упирается, другой.
Если эта шестерня ранее "восьмерила", то на ней уже накатался "восьмёрочный" профиль контакта. Хорошо будет виден в биномикроскоп по разной величине пятна и разному положению пятна на зубьях по окружности.
В таком случае после сборки будет происходить прикатка по новому профилю - лучше контролировать, в ХЕК5 это гораздо проще.

ASheff
30.07.2016, 12:28
Тут особо гадать нечего. Штангеном меряешь смещение пятна контакта на ЧШ с геометрическим центром профиля зубов ЧШ - это и есть требуемая толщина прокладки.
Мне очень удобно было все эти измерения и исследования пятен контакта делать под биномикроскопом МБС9.

Ну да, штангелем удобнее всего, да пока нет его, надо сегодня купить..

Еще пару таких моментов - кольцо-шкала оси RA, возле искателя, если его винт закрутить прям в отверстие кольца, то оно будет болтаться и тереться об вращающиеся части. Если затянуть не в отверстие, оно будет оттопыриваться с другой стороны, и так же тереться.
Пару слоев изоляции - и посадка плотнячком )

http://i78.fastpic.ru/big/2016/0730/8a/a493a71b9a04e28bf76c5a8c2f81e48a.jpg


Второе - это рычаг тормоза. Смыв китайскую жвачку с него, смазав моликотой и поставив на место я понял, что он просто падает в положение 'тормоз' вообще никак не держась )
Далее была замена смазки на castrol lmx (обильно), попытка подматывания нитки на резьбу, ничего хорошего не получилось.
В общем нашел кусок какого то пеноматериала, очень легкий но упругий, почти как резина - мало сжимается пальцами.

http://i78.fastpic.ru/big/2016/0730/e6/edf5b02b7ae48c5eb39c61eef910ece6.jpg

Вырезал из него колечко толщиной 5-7мм, что бы оно чуть подсжалось при посадке.

http://i78.fastpic.ru/big/2016/0730/c6/d5d76e05ed356f26382abe889fc68bc6.jpg

http://i78.fastpic.ru/big/2016/0730/b1/8a5d65d35623e9dd79c7ef2dc4c209b1.jpg

Красота - фиксируй в каком хочешь положении :vo

ASheff
30.07.2016, 12:33
Если эта шестерня ранее "восьмерила", то на ней уже накатался "восьмёрочный" профиль контакта. Хорошо будет виден в биномикроскоп по разной величине пятна и разному положению пятна на зубьях по окружности.
В таком случае после сборки будет происходить прикатка по новому профилю - лучше контролировать, в ХЕК5 это гораздо проще.

Посмотрел сейчас в лупу на шестерни, да вроде не заметен какой то перекошенный износ, да и я ремни же буду ставить.

Грин
23.08.2016, 14:01
Второе - это рычаг тормоза. Смыв китайскую жвачку с него, смазав моликотой и поставив на место я понял, что он просто падает в положение 'тормоз' вообще никак не держась )
Далее была замена смазки на castrol lmx (обильно), попытка подматывания нитки на резьбу, ничего хорошего не получилось.

Не тормоза, а фрикциона! :D
Я всегда мотаю толстую синтетическую нитку на резьбу - держит ручку великолепно не один месяц. Пару-тройку слоёв по вкусу, натяг нити - максимальный.

ASheff
23.08.2016, 15:56
Ну пока вроде и эта конструкция работает, посмотрим )

Mutalisk
24.08.2016, 11:11
По совету Грина решил тоже проверить состояние червя. Оказалась у меня обратная ситуация. Корпус сидит слишком высоко а ЧШ слишком низко
152240
152241
152242
152243
Купил 1.5 и 1мм медные кольца в магазине подшипников. Диаметры 30х38 - как раз под подшипники используемые в монти. Пока думаю что подкладывать куда. Измерения штангелем показали 1.2мм а измерение листиком бумажки от ASheff 1.8-2мм, но там может влиять еще толщина ручки. Хотя если вывести среднее то как раз 1.5 получается)) Поменяю еще поточнее после работы и решу куда какую ставить)

Грин
24.08.2016, 12:23
По совету Грина решил тоже проверить состояние червя. Оказалась у меня обратная ситуация. Корпус сидит слишком высоко а ЧШ слишком низко

Купил 1.5 и 1мм медные кольца в магазине подшипников. Пока думаю что подкладывать куда.
Если я правильно помню конструктив, то наоборот - нужно снимать толщину прокладки между упором под подшипник на оси и соответствующим подшипником червячной шестерни. Бывало, китайсы туда лишнюю прокладку клали. Проверьте, плиз...
Замеряю я проще - от середины накатанного пятна контакта до средины профиля ЧШ.

ASheff
24.08.2016, 13:44
Оказалась у меня обратная ситуация. Корпус сидит слишком высоко а ЧШ слишком низко

Хм.. прикольно )
Это тоже без прокладок между подшипником ЧШ и корпусом?

Mutalisk
25.08.2016, 07:32
Да прокладки между ЧШ и корпусом не было. Была только одна красная ~1мм толщиной между подшипником ЧШ и подшипником полярной оси (ну чтоб о корпус не терлось ничего). Добавил 1мм прокладочку медную между подшипником ЧШ и головой. Теперь вроде бы меньше перекашивает при затягивании 3х болтов. Но щель стала больше правда - 1.7мм
152260
вот в этом месте
152261
Гидирование показало вроде бы хорошие результаты пики 1 RMS что то в района 0.4 в максиме на внеосевик qhy5-II и ньютон 200ф5