|
|
Опции темы | Опции просмотра |
02.07.2002, 11:28 | #1 |
Старожил
Регистрация: 14.06.2001
Адрес: Москва
Сообщений: 249
|
Шаговые двигатели - м-ма КР1128КТ4
Попробовал сделать схему управления вращением шагового двигателя с использованием микросхемы - драйвера КТ1128КТ4 (как это советовалось на форуме).
В схему, приведенную на форуме, вкралась ошибка (попортившая немало крови). Выводы 1 и 9 м-мы служат для управления 3-м состоянием выходов. В рабочем состоянии на них надо подавать "1", а не "0". В остальном все работает, но как же она греется! Через 20 секунд коснуться уже нельзя (дальше выключаю - жалко чип). Двигатель использован от старого винта. Питание +5В (вместо штатных 12). Может быть так и должно быть? Если кто-то собирал подобную схему - отзовитесь. |
02.07.2002, 15:40 | #2 |
Авторитет
Регистрация: 09.12.2000
Адрес: Самара
Сообщений: 446
|
Шаговые двигатели - м-ма КР1128КТ4
С выводами управления третьим состоянием, действительно, ошибочка вышла (сам я эту микросхему только один раз включать пробовал, вот и забыл, что туда подавал [img]images/smiles/icon_sad.gif[/img] ). Сейчас поправлю...
Про то, что греется. Первый вопрос, а какие сопротивления обмоток у двигателя? Все-таки микросхема предназначена для маломощных движков со сравнительно высокоомными обмотками. Второе. Выводы 4, 5, 12, 13 нужны не только для подключения общего провода, но и для отвода тепла. Они должны впаиваться в достаточно массивную металлическую шину (или, хотя бы, в широкий проводник металлизации печатной платы, охватывающий значительную площадь вокруг микросхемы), только тогда драйвер сможет работать на полную мощность. И еще, я бы не советовал использовать 1128КТ4 в режиме ШИМ (например, для реализации микрошага). Частотные свойства у нее плохие, больше нескольких килогерц она вряд ли "потянет"... |
02.07.2002, 16:31 | #3 |
Старожил
Регистрация: 14.06.2001
Адрес: Москва
Сообщений: 249
|
Шаговые двигатели - м-ма КР1128КТ4
<BLOCKQUOTE><font size="1" face="tahoma, verdana, helvetica, arial cyr">quote:</font><HR>Цитата из сообщения Pavel Bahtinov:
С выводами управления третьим состоянием, действительно, ошибочка вышла (сам я эту микросхему только один раз включать пробовал, вот и забыл, что туда подавал [img]images/smiles/icon_sad.gif[/img] ). Сейчас поправлю... Про то, что греется. Первый вопрос, а какие сопротивления обмоток у двигателя? Все-таки микросхема предназначена для маломощных движков со сравнительно высокоомными обмотками. Второе. Выводы 4, 5, 12, 13 нужны не только для подключения общего провода, но и для отвода тепла. Они должны впаиваться в достаточно массивную металлическую шину (или, хотя бы, в широкий проводник металлизации печатной платы, охватывающий значительную площадь вокруг микросхемы), только тогда драйвер сможет работать на полную мощность. И еще, я бы не советовал использовать 1128КТ4 в режиме ШИМ (например, для реализации микрошага). Частотные свойства у нее плохие, больше нескольких килогерц она вряд ли "потянет"...<HR></BLOCKQUOTE> Да, обмотки там низкоомные - 1.3 Ом (тоже интересно - двигатель на 12 В - какую же мощность "жрал" этот двигатель в компьютере?). И я понимаю, что нагрев объективный (т.е. так в этом случае и должно быть). Но может быть эта м-ма может работать при высоких тем-рах? Не хотелось возиться, но наверное придется припаять к нулевым ногам вертикальные медные стойки потолще. А как по Вашему мнению, на дискретных элементах с нагревом положение лучше будет? |
03.07.2002, 00:35 | #4 |
Авторитет
Регистрация: 09.12.2000
Адрес: Самара
Сообщений: 446
|
Шаговые двигатели - м-ма КР1128КТ4
1,3 Ом - слишком мало для такой микросхемы, тут никакие радиаторы не помогут. На дискретных компонентах тепла будет выделяться примерно столько же, но его проще рассеять - может быть увеличена площадь теплового контакта с радиатором, да и площади самих полупроводниковых переходов у мощных транзисторов больше, чем в микросхеме. Однако, это не лучший вариант.
В самом винчестере 12В подавалось на обмотки, скорее всего, лишь при работе на максимальных скоростях (когда потребляемый ток сильно падает в результате действия индуктивности обмоток и ЭДС вращения ротора), а на малых скоростях напряжение, видимо, тем или иным способом снижалось. Способов таких несколько, начиная от использования нескольких источников питания (и ключей) для разных режимов, и заканчивая ШИМ-стабилизацией тока в обмотках. Если нет цели обязательно выжать из движка максимальную скорость, на которую он способен, то можно попробовать просто включить последовательно с каждой обмоткой по резистору (для этой микросхемы и 5В питания, думаю, по 10 Ом, не меньше) и посмотреть, что получится. Резисторы, конечно, тоже греться будут, но если их правильно по мощности выбрать, то это не страшно. Если же важна максимальная скорость, видимо, придется искать другую микросхему драйвера. |
09.08.2003, 16:44 | #5 |
Гость
Сообщений: n/a
|
Шаговые двигатели - м-ма КР1128КТ4
Мне тоже эта ошибочка попортила немало крови [img]images/smiles/icon_smile.gif[/img]
Я тут тоже собрал схему управления шаговым двигателем на основе КТ1128КТ4 и подключил к ней P5107 - Шаговый двигатель 17PS-C054 ( http://www.masterkit.ru/main/set.php?num=201 ). Как определить соответствие цветов проводов их номерам? Есть Синий, есть Красный, есть Желтый и есть Белый провода. Уже долго мучаюсь, но никак не получается заставить его крутиться по-нормальному - вал просто крутиться то в одну, то в другую сторону. На вход микросхемы посылаю такую последовательность: 0110 0111 0011 1011 1001 1101 1100 1110 В чем проблема? |
09.08.2003, 23:28 | #6 |
Авторитет
Регистрация: 09.12.2000
Адрес: Самара
Сообщений: 446
|
Шаговые двигатели - м-ма КР1128КТ4
Сама по себе, кодовая последовательность правильная, но Вы не написали, на какие именно выводы микросхемы подаются отдельные разряды кода. Обратите внимание, что на схеме они подключены "через один" - A, C, B, D.
Для наглядности копирую сюда старую картинку: Запутаться в обмотках биполярного двигателя довольно сложно - их всего две, а соответствующие пары выводов определяются элементарной "прозвонкой" омметром. Полярность подключения каждой обмотки влияет только на направление вращения. И еще один момент. Для достижения высоких скоростей в полушаговом режиме нужно не закорачивать (как это было сделано в той старой схеме), а разрывать цепи питания обмоток в паузах между импульсами тока. Для этого можно задействовать выводы управления Z-состоянием, тогда кодовая последовательность будет следующей: </font><blockquote><font size="1" face="tahoma, verdana, helvetica, arial cyr">код:</font><hr /><pre style="font-size:x-small; font-family: monospace;">выводы КР1128КТ4: 1 2 7 9 10 15 ----------------------------------- полушаг 0 0 x x 1 0 1 1 1 1 0 1 0 1 2 1 1 0 0 x x 3 1 1 0 1 1 0 4 0 x x 1 1 0 5 1 0 1 1 1 0 6 1 0 1 0 x x 7 1 0 1 1 0 1 (х - безразлично, 0 или 1)</pre><hr /></blockquote><font size="2" face="tahoma, verdana, helvetica, arial cyr">Кстати, зарубежный аналог КР1128КТ4 - L293D [ 09-08-2003, 23:31: Сообщение отредактировано: Pavel Bahtinov ] |
20.08.2003, 11:29 | #7 |
Старожил
Регистрация: 27.05.2003
Сообщений: 132
|
Шаговые двигатели - м-ма КР1128КТ4
Приступил к установке второго двигателя на EQ1. Предпологаемый ход 5 угл. секунд на полушаг. Вроде должно хватать для моих скромных целей. Дело в том что периодическая ошибка этой монтировки, естественно, очень велика. По мередиану червяком ее выдавливает до 3 угл. минут в каждую сторону. Я для начала хочу только кнопочками переодически корректировать эту ошибку (без использования PC). А че. Вроде выходит за 14 минут надо раз 70 кнопочку нажать. [img]images/smiles/icon_smile.gif[/img]
Возникло множество вопросов. Для начало только два - связанных с тем , как вращать мотор против часовой стрелки. 1. Если использовать К561ИЕ9 то как от него один отнять а не прибавить ??? Или чем заменить??? 2. Если использовать L297 то как там по нажатию другой (не первой [img]images/smiles/icon_smile.gif[/img] ) кнопки установить одновременно направление против против часовой стрелки и дать clock. Ведь насколько я понял из документации направление надо задать как минимум на 0.5 микроСекунд раньше??? Заранее большое спасибо. |
26.08.2003, 10:48 | #8 |
Старожил
Регистрация: 27.05.2003
Сообщений: 132
|
Шаговые двигатели - м-ма КР1128КТ4
После некоторого молчания придется попытаться уточнить вопрос.
Судя по всему без параллельного порта PC или миктроконтроллера не обойтись? Если до вечера не получу ответа то пойду в Чип&Дип за AT89S8252. |
27.08.2003, 14:51 | #9 |
Авторитет
Регистрация: 09.12.2000
Адрес: Самара
Сообщений: 446
|
Шаговые двигатели - м-ма КР1128КТ4
Мне тут пришлось отлучиться на некоторое время... однако, продолжим.
<blockquote>Цитата:<hr />Автор - glass: Если использовать К561ИЕ9 то как от него один отнять а не прибавить ??? Или чем заменить???<hr /></blockquote>Если использовать ИЕ9 - то никак, нужно ставить реверсивный счетчик. У меня в заначке совершенно случайно [img]images/smiles/icon_wink.gif[/img] нашлась такая схемка на счетчике К561ИЕ11: Схема реализует именно такую кодовую последовательность, какая показана в моем предыдущем сообщении. При отпущенных кнопках движок стоит, при нажатии (и удержании) кнопки SB1 - крутится в одну сторону, SB2 - в другую (т.е. эту схему можно было бы непосредственно использовать в приводе по склонению, а для привода по часовому углу логика должна быть несколько другая - при отпущенных кнопках двигатель там должен вращаться с постоянной скоростью). Скорость вращения определяется тактовой частотой, подаваемой на вход Fт (с делителя частоты, переключателя скоростей и т.п.). Подразумевается, что эта частота должна быть не очень мала (герц 10 хотя бы), чтобы не очень ощущалась дискретность, соответственно, и шаг двигателя должен быть невелик (что-то вроде 0,5" на полушаг). Если же нужно управление для крупного шага, по принципу: одно нажатие - один (полу)шаг, то схема немного изменится: Усложнение связано, главным образом, с тем, что на счетные входы нельзя подавать импульсы непосредственно с кнопок, из-за дребезга их контактов. Поэтому использованы кнопки с переключающими контактами и микросхема с триггерами Шмидта К561ТЛ1. Правильную последовательность подачи импульсов направления (I/D) и шага (C) обеспечивает цепочка R1C3. Поскольку входная логика L297 схожа с логикой К561ИЕ11, думаю, последняя схема должна работать и с ней. -------- Эти схемы сам я собирать не пробовал, поэтому, если кто сделает, сообщите о результате, работает или нет? |
27.08.2003, 16:47 | #10 |
Старожил
Регистрация: 27.05.2003
Сообщений: 132
|
Шаговые двигатели - м-ма КР1128КТ4
Я ужо вчерась 89S8252 прикупил [img]images/smiles/icon_sad.gif[/img] , но сперва тогда попробую присланную схему попробовать [img]images/smiles/icon_wink.gif[/img] .
PS. Хотел-же к вам лично обратиться, да постеснялся |