|
|
Опции темы | Опции просмотра |
29.08.2015, 20:35 | #1 |
Авторитет
Регистрация: 13.02.2011
Адрес: г. Саранск
Сообщений: 351
|
Модернизация монтировки EQ-3 от Deep Sky
Здравствуйте.
Имеющаяся бюджетная монтировка EQ-3 от китайской компании Deep Sky эксплуатируется мной уже второй год. Относительно неё, при приобретении, иллюзий никаких не питал – бюджетная, относительно спокойная, рабочая лошадка для начинающего любителя астрономии. По грузоподъёмности находится посредине между EQ2 и EQ3 от Synta. Червячные приводы установлены на обеих осях. Искатель полюса не предусмотрен. Посадка трубы - «ласточкин хвост». Страшных заболеваний у неё при первоначальной разборке не обнаружилось – единственное, что пришлось сделать, это стереть родную, застывающую на морозе, вязкую китайскую смазку. Но впоследствии обнаружились некоторые «болячки». Червячные приводы монтировки, по-видимому, оказались сделаны из силумина, и потому стальные стопорные винты, при затяжке, оставляли на их поверхности заметные борозды. Возник вопрос, как увеличить прижимную способность стопорных винтов и при этом не повредить поверхность червячных приводов. Результатом стали латунные втулки, играющие роль фрикционов, с отверстием в боку с одной стороны (для винта не позволяющего втулке прокручиваться), и привинченными стальными шайбами с другой стороны (опорная площадка под стопорный винт), которые увеличивают площадь воздействия тормозных винтов на оси червячных приводов и предохраняют их от износа. Кроме этого, был обнаружен небольшой люфт полярной оси, который я пытался устранить подмоткой фольги, но как то без особых результатов. В конце концов, болтанка в области полярной оси и «чесотка» в своих руках меня окончательно достали, и я, пользуясь случаем, решил заняться лечением выявленных монтировочных болезней. Описывать разборку монтировки смысла не вижу - разбирается она элементарно, достаточно открутить пару гаек на концах осей. В результате разборки видно, что в монтировке абсолютно нет никаких подшипников – для скольжения используются пластиковые прокладки. Что поделать – бюджетное устройство… Поскольку труба моего телескопа «обросла» дополнительными устройствами (новый фокусёр, приточные и вытяжной вентиляторы, лазерный целеуказатель, электропривод фокусёра), что неизбежно увеличило её вес, нужно было что-то придумать с монтировкой – приобретать более грузоподъёмную или модернизировать имеющуюся, т.к. в том, заводском, варианте она работала практически на пределе своих сил. Поскольку свободных финансов не было, выбор пал на второй вариант. К сожалению, конструкция монтировки не даёт провести радикальную доработку, но я постарался сделать всё, что возможно, а именно – установить оси монтировки на подшипники. Вот, примерно так, я вижу решение этого вопроса (компьютерной графикой не владею, поэтому изобразил как смог Узлы монтировки и материалы, используемые для переделки. Основная переделка коснулась корпуса полярной оси. Поскольку валы планировалось использовать родные (диаметром 15мм), то именно они и задали размеры устанавливаемых подшипников. В место приложения основной нагрузки было принято решение установить сразу два радиальных шарикоподшипника 6202 и 6002, разделённых стальной дистанционной шайбой толщиной 0,3мм. Сами подшипники установлены в выточенную токарем стальную двухступенчатую «чашку», а та, в свою очередь, в рассверленное в корпусе полярной оси под неё, посадочное место. Для улучшения вращения вала червячного привода, вместо прежней тонкой пластиковой прокладки, был установлен упорный шариковый подшипник 8202. Для этого пришлось удалить «мешающийся» прилив внутри корпуса под тормозной винт, который «переехал» на новое место. Для его установки была выточена втулка, которая была установлена ближе к цифровому лимбу. Сам вал червячного привода пришлось укоротить на толщину упорного подшипника, чтобы венец червячного привода остался на прежнем месте. В результате вращение червячного привода стало намного свободнее, чем раньше. С червяками доработка не проводилась. Единственное, поменял болты М4 на винты М5 под ключ шестигранник, для более удобного обслуживания, соответственно расточив отверстия под их регулировку. Так как изначально хотел увеличить грузоподъёмность монтировки, то посчитал, что установки одних подшипников будет недостаточно и надо разнести их друг от друга подальше. Поэтому сам вал стал длиннее на 40 мм – выточен новый, а корпус полярной оси был удлинён на 45 мм – выточена удлинительная втулка из стали. Эта втулка крепится на корпусе монтировки с помощью трёх винтов М3 расположенных через 120 градусов. Здесь, внутри самой втулки, на хвостовик вала установлен радиальный шарикоподшипник 6002, а под зажимной гайкой установлен ещё один подшипник - упорный 8202. Установлено всё это будет в следующем порядке: Зажимная гайка сделана из обычной колпачковой гайки М12 и имеет три фиксирующих винта М3, расположенных через 120 градусов. Теперь полярная ось имеет очень плавный ход, так как практически все поверхности скольжения заменены шариковыми подшипниками. С осью склонений, в виду особенностей конструкции её корпуса, доработки проведены минимальные. Задняя внутренняя часть корпуса была рассверлена до рёбер жёсткости, после чего в неё была запрессована стальная «чашка» для установки упорного шарикового подшипника 8202. Вал оси остался прежним. Зажимная гайка сделана по аналогии с гайкой, установленной на полярной оси, только здесь, для переделки, использовалась обычная гайка М12. Затяжка трёх стопорных винтов М3 осуществляется через отверстие, просверленное в стенке корпуса. Правда, после того, как будет установлен колпак, в который вкручивается штанга противовеса, оно становится недоступно. Тормоза монтировки были также переработаны. Ранее установленные латунные втулки остались на месте, но к ним добавилось по паре болтов ограничивающих колебания втулок в стороны (втулки установлены к валу с зазором, т.к. поверхность вала червячного колеса имеет слегка коническую форму). На концы этих болтов навинчены гайки с прессшайбой для регулировки зазора между болтами и втулкой. Кроме этого на фиксирующие винты (которые не дают втулке прокручиваться) были установлены пружины для возврата втулки в исходное состояние. Так как тормозная втулка на оси RA коротковата (ниже высоты вала), то на вал червячного привода дополнительно установлено дистанционное кольцо, устраняющее нехватку высоты втулки. Все эти нововведения позволили устранить люфты при зажатом стопорном винте, а также «залипание» втулки на валу после отжатия стопорного винта. Тормоза оси RA: Тормоза оси DEC: После сборочных работ вся монтировка была окрашена, для придания однообразного вида, автоэмалью в чёрный цвет. Ещё фото: Теперь о впечатлениях после переделки - чувствуется, что прочность монтировки значительно возросла. Плавность хода, соответственно, улучшилась в разы. Рукоятки тонких движений работают легко и плавно. Вес головы увеличился. Правда, есть одно НО, если сравнивать плавность хода осей монтировки, то ось DЕС безоговорочно проигрывает оси RА, которая вращается ну ОЧЕНЬ плавно... Может, когда нибудь, со временем, и её (т.е. ось DEC) поставлю на подшипники.
__________________
DS DTF 130/1000 EQ3/AT-5 (MOD) |
31.08.2015, 14:27 | #2 |
Модератор
Регистрация: 18.04.2006
Адрес: Олег, Краснодарский край
Сообщений: 8,670
|
Re: Модернизация монтировки EQ-3 от Deep Sky
Просто браво! Серьёзная работа, великолепный отчёт! Не желаете создать персональную страничку с таким полезным для новичков контентом?
По сабжу - не все решения для меня очевидны, пока в руках не покрутишь - полной ясности по фоткам нет. В частности - увидел про стопорные винты, но не увидел, есть ли реальная работа фрикционов... Я бы красил монтировку или хотя бы её габариты в белый цвет - для безопасности при почти полной темноте. Но это можно решить и оклейкой габаритов монти и скопа "флюоресцентными" ленточками. Но главное - что Вы результатом довольны, поздравляю! )))
__________________
БПЦ20х60;Ньютон 250мм.;МСТ180;SW EQ80;DS127;350Dа,2хSM40 и пр... |
31.08.2015, 18:59 | #3 |
Старожил
Регистрация: 15.11.2011
Адрес: Белгородская обл, Валуйский р-н, Юрий
Сообщений: 1,947
|
Re: Модернизация монтировки EQ-3 от Deep Sky
Олег (первый) - поздравляю, серьёзный уровень переделок, приближающий её к монтировкам на класс, а то и на два, выше)
ЗЫ: как там моторизация, в процессе?) Олег (второй) - а можно я противовес покрашу оранжевым?
__________________
-SW 254/1200, клубный GSO Dob 16" "Бандура", куча фотообъективов -Bushnell 20x50, АУ-12 -Lumenera Lu070M, Canon 1100D + MPCC Mk.III -EQDrive Standard |
01.09.2015, 01:09 | #4 | |
Авторитет
Регистрация: 13.02.2011
Адрес: г. Саранск
Сообщений: 351
|
Re: Модернизация монтировки EQ-3 от Deep Sky
Цитата:
Да, моторы будут следом...
__________________
DS DTF 130/1000 EQ3/AT-5 (MOD) |
|
01.09.2015, 17:46 | #5 | |
Авторитет
Регистрация: 13.02.2011
Адрес: г. Саранск
Сообщений: 351
|
Re: Модернизация монтировки EQ-3 от Deep Sky
Цитата:
При внешнем воздействии на ось (на трубу телескопа) происходит проскальзывание на оси и зубья ЧП остаются невредимы.
__________________
DS DTF 130/1000 EQ3/AT-5 (MOD) |
|
02.09.2015, 00:05 | #6 | |
Авторитет
Регистрация: 13.02.2011
Адрес: г. Саранск
Сообщений: 351
|
Re: Модернизация монтировки EQ-3 от Deep Sky
Цитата:
Что касается вопроса, то не только не думал, но даже не представляю, как это делается
__________________
DS DTF 130/1000 EQ3/AT-5 (MOD) |
|
02.09.2015, 00:47 | #7 | |
Старожил
Регистрация: 15.11.2011
Адрес: Белгородская обл, Валуйский р-н, Юрий
Сообщений: 1,947
|
Re: Модернизация монтировки EQ-3 от Deep Sky
Цитата:
Так они уже стоят и работают?)
__________________
-SW 254/1200, клубный GSO Dob 16" "Бандура", куча фотообъективов -Bushnell 20x50, АУ-12 -Lumenera Lu070M, Canon 1100D + MPCC Mk.III -EQDrive Standard |
|
02.09.2015, 08:48 | #8 |
Авторитет
Регистрация: 13.02.2011
Адрес: г. Саранск
Сообщений: 351
|
Re: Модернизация монтировки EQ-3 от Deep Sky
Сейчас делаю площадки для их установки на монтировку...
__________________
DS DTF 130/1000 EQ3/AT-5 (MOD) |
02.09.2015, 14:57 | #9 |
Авторитет
Регистрация: 13.02.2011
Адрес: г. Саранск
Сообщений: 351
|
Re: Модернизация монтировки EQ-3 от Deep Sky
Немного изменил конструкцию - установил на хвостовик оси DEC радиальный подшипник 6002 вместо ранее установленного упорного 8202, для снижения радиальной нагрузки.
Выборка люфта, по-прежнему, осуществляется гайкой, но та уже упирается в радиальный подшипник.
__________________
DS DTF 130/1000 EQ3/AT-5 (MOD) |
02.09.2015, 18:29 | #10 |
Авторитет
Регистрация: 13.02.2011
Адрес: г. Саранск
Сообщений: 351
|
Re: Модернизация монтировки EQ-3 от Deep Sky
__________________
DS DTF 130/1000 EQ3/AT-5 (MOD) |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Облегчение монтировки 8" Добсона SW | LiSom | Любые вопросы от новичков | 5 | 08.11.2012 17:18 |
SW DOB 10" очередная модернизация | Petrovich50 | Своими руками | 11 | 01.11.2010 10:50 |
Проверка соосности телескопа и полярной оси монтировки | sokolovrb | Любые вопросы от новичков | 7 | 06.07.2010 20:52 |
Монтировки. | Nickolay Bolshakov | Астрономическое оборудование | 25 | 25.12.2003 19:57 |
изготовление монтировки - вопрос | Астрономическое оборудование | 12 | 29.04.2003 22:21 |