Вход

Просмотр полной версии : "Модернизация" монтировки


МАМОНТ
23.10.2006, 10:33
Погода уже месяц стоит облачная. На небе то дождевые, то снеговые тучи. Ничего не видно.
Чем заняться? Нашел чем: работой, которую назовем «модернизацией монтировки». (Хотя «модернизацией» назвать ее можно чисто условно – скорее приведение в порядок; из последующего описания станет понятно, почему).
На данный подвиг меня сподвиг Андрей из Ахтубинска: на его сайте я нашел массу интересного для себя, в том числе и описание его трудов по этой самой модернизации (Тезка – спасибки!).
Вот ссылочка:
http://astronomy-ahtub.narod.ru/eq.html
Когда читал информацию на сайте, не мог удержаться от смеха: как Андрей описывает произведенные китайцами «усовершенствования». Но потом призадумался, и вспомнил, что зимой после некоторого времени нахождения на морозе моя монтировка замерзала почти напрочь, и вращать телескоп приходилось со значительными усилиями; а этого ведь быть при нормальной смазке не должно – взять тот же Литол: интересно, как бы ездили наши машины, если бы он зимой замерзал в механизмах так же, как «смазка» в моей монтировке. «А зима ведь на носу!» - подумал я. И взялся за работу.
Итак, как описано было на сайте Андрея, я всю монтировку разобрал. И столкнулся точно с такой же ерундой, как и у него: все внутренние части монтировки были смазаны – хотя, вернее будет сказать измазаны – густой и вонючей субстанцией, ничего общего не имеющей со смазкой, которая тут, по идее, должна находиться. Андрей пишет, что у него она была похожа на жвачку. У меня скорее на густую краску, лак или клей: очень вязкая и липкая. Разбирал монтировку часа два, потому что постоянно приходилось ходить отмывать руки от этой липучки-вонючки, иначе я бы перепачкал не только себя, но и весь инструмент, и саму монтировку, и окружающее пространство вокруг.
Бензином и растворителями дома я вонять не рискнул, поэтому отмывал, как и Андрей, горячей - почти кипятком – водой с моющими средствами. Перепробовал разные: от хозяйственного мыла до шампуни. (В какой-то момент заметил, что шампунем от перхоти отмывается лучше всего, и даже хотел писать Андрею примерно так: «Опытным путем установлено, что внутри монтировки не жвачка, а китайская перхоть»).
Все отмыл-оттер, смазал Литолом и собрал обратно. Вы не поверите: монтировка стала вращаться как по маслу, плавно, без торможений и скачков. В сто и даже двести раз лучше, чем до этого.
Так что вслед за Андреем всем рекомендую, у кого такая же монтировка (или подобная), устроить ей такую вот «модернизацию».
А морозы скоро: проверим ее и на морозах.
Теперь некоторые выводы, которые, возможно, помогут вам, если захотите произвести такую же операцию.
1) При разборе монтировки лучше после отвинчивания каждой гайки фотографировать результат – с цифровой камерой нынче это не проблема – чтобы потом, при сборке не запутаться. В этом деле я человек опытный (дома уже есть несколько вещей, которые удалось разобрать, но не удалось должным образом собрать). И даже если кажется, что все легко и просто, поверьте: обязательно потом останется какая-нибудь шайбочка или шпилечка, которую не помнишь куда нужно было засунуть А при наличии фотоснимков очень легко свериться.
2) Как я в конце концов понял, мыть монтировку необязательно. Гадость эта китайская лучше всего удаляется просто протиранием сухой тряпкой. Так что запасайтесь тряпками побольше.
3) Не все в монтировке удается разобрать, а именно, чтобы выкрутить червяка, нужен специальный ключик (типа отвертки с пропилом посередине), а его нету. Тогда я просто смазал его Литолом и принялся крутить. Литол затянуло внутрь и через какое-то время кручение стало легче. И ничего страшного, что изнутри червяка не удалось удалить гадость: Литол прекрасно ее растворяет и замещает.
4) Поначалу я думал, что управлюсь за час. Но не тут-то было! Если не спешить, делать все аккуратно и с толком, то расклад времени получается такой: разборка – 1-2 часа, промывка-протирка – 1-2 часа, просушка и сборка – еще 1-2 часа. Итого в среднем уходит 5 часов. Почти целый день.
5) Из инструмента нужны минимум отвертка и пассатижи – если, опять же, все делать не спеша. По большому счету, вместо пассатижей лучше бы использовать торцовый ключ или головку на… (не помню, на сколько: где-то от 12 до 15) и там еще маленькие накидные ключи. Но за неимением сойдут и пассатижи.
6) Еще один важный момент. Есть в монтировке два стопорных винта, по склонению и по восхождению – это вы знаете. Андрей описывал, что они у него сами являются стопором, упираясь в резьбу. У меня не так: они при закручивании толкают металлические цилиндрики, которые и являются стопорами. Здесь важны две вещи. Во-первых, цилиндрики эти маленькие и все перемазаны китайской смазкой, так что легко их не заметить и потерять. А во-вторых, ту сторону этих цилиндриков, которая упирается в основание и которая, собственно, и тормозит, стопорит – ее ни в коем случае не смазывать, оставить сухой. Иначе они и стопорить-то не будут: вся монтировка будет болтаться и чтобы ее должным образом зафиксировать, придется очень туго затягивать стопорные винты – а так можно и резьбу сорвать!
7) Один уважаемый человек, который продал мне мой телескоп – а именно, Тимур – говорил, что китайцы, в принципе, послушный и исполнительный народ: если им говорить, они все сделают как надо. Поэтому, уважаемые продавцы телескопов! Не могли бы Вы, во-первых, поинтересоваться у наших китайцев, чего они такого все-таки запихивают в монтировки вместо смазки (а вдруг это так и нужно, а вдруг это на самом деле клей, без которого монтировка развалится на части?!), а во-вторых, порекомендовать им использовать для смазки Литол, чтобы следующим поколениям Ваших покупателей не пришлось заниматься подобной «гигиеной».

Mike_A
23.10.2006, 11:32
7) Один уважаемый человек, который продал мне мой телескоп – а именно, Тимур – говорил, что китайцы, в принципе, послушный и исполнительный народ: если им говорить, они все сделают как надо. Поэтому, уважаемые продавцы телескопов! Не могли бы Вы, во-первых, поинтересоваться у наших китайцев, чего они такого все-таки запихивают в монтировки вместо смазки (а вдруг это так и нужно, а вдруг это на самом деле клей, без которого монтировка развалится на части?!), а во-вторых, порекомендовать им использовать для смазки Литол, чтобы следующим поколениям Ваших покупателей не пришлось заниматься подобной «гигиеной».

Да, китайцы, может, и послушны, вот только менять технологическую цепочку - вряд-ли будут. По поводу их смазки, которую Вы очень метко окрестили выше:vo, ИМХО, существует два момента. Момент первый - т.н. климатическое исполнение - ну не расчитывает китаец на -20 ... -25 С. Российский рынок - сегмент невеликий для Поднебесной, гонят они свои телескопы куда угодно, а в этих самых "куда угодно" морозы послабее будут. Момент второй - во всяких этих еку использованы подшипники скольжения. Классика жанра - стальной вал крутится в бронзовой втулке. Вы видели где-нибудь в Вашей монтировке бронзовые втулки (ну, в крайнем случае, латунные)? Боюсь, нет. Даже на червяке у них стоит нечто резинообразное. Причем, учтите, и втулка и вал должны быть в определенном поле допусков-посадок и практически, полированы. У китайцев в монтировках такого класса - днем с огнем не сыскать подобного. Опять-же, ИМХО, густая липкая дрянь, которой обильно загажена монтировка, скрывает огрехи изготовления. И тут вступает в игру момент номер раз - в теплых странах эта искомая дрянь не каменееет, все более-менее вертится и крутится, а вот у нас, под родными осинами, да в мороз - опаньки!
И еще -материал, из которого их монтировки сделаны, как-то не внушает доверия. Бывает, отваливается какая-нибудь железка сама-собой...
Сдается мне, "лечение" тут не поможет. Может, и вправду, попытаться китайсов повоспитывать. Вдруг, чудо случится.

Грин
23.10.2006, 12:27
И один совет - обзаведитесь (у кого этого нет ) нормальным инструментом - и для дома, для семьи тоже пригодится. Да и литр керосинчика-бензинчика тоже не помешает , можно и на балконе помёрзнуть, зато всяку гадость из подшипников и прочих ответственных узлов гарантированно вымоете. При отсутствии специализированных зимних смазок типа ЦИАТИМа всё же рекомендую графитку, а не литол для пар скольжения, (это я как автомобилист советую.)
Конечно, можно обойтись полумерами - 3) Не все в монтировке удается разобрать, а именно, чтобы выкрутить червяка, нужен специальный ключик (типа отвертки с пропилом посередине), а его нету. Тогда я просто смазал его Литолом и принялся крутить. Литол затянуло внутрь и через какое-то время кручение стало легче. - всё же монтировка недорогая и ждать то неё многого не приходится, но когда у вас появится шикарная механика, думаю, что принцип "и так сойдёт" - владельца уже не устроит. ;)
А подход в приципе правильный - никто лучше хозяина не перемоет и не настроит свою родную монтировочку! :)

Ewgen72
23.10.2006, 17:36
Я свою монтировку отмывал бензином для зажигалок, моет хорошо, воняет мало, стоит дёшево. Червяк я разбирал не только для мытья но и для регулировки так-как у него был люфт милиметра 2-3. Но самое главное усовершенствование это замена алюминевой треноги на деревянную от теодолита. Выточил переходник и теперь телескоп почти не трясется, наблюдать стало комфортнее особенно обьекты в зените (ноги от теодолита гораздо выше родных). Ну и фокусер тоже весь перемыл протянул, смазал и отрегулировал усилие вращения подкладыванием шайбочек под пружину прижимающую щестерёнку к рейке. И ещё сделал из куска шланга, ручки от какого то механизма, и хомутика второй поводок для часовой оси закрепил его на червяке вместо шестерёнки.

Fotolub
23.10.2006, 18:40
Итак, как описано было на сайте Андрея, я всю монтировку разобрал. И столкнулся точно с такой же ерундой, как и у него: все внутренние части монтировки были смазаны – хотя, вернее будет сказать измазаны – густой и вонючей субстанцией, ничего общего не имеющей со смазкой, которая тут, по идее, должна находиться
Смазка не обязана быть полужидкой и вкуснопахнущей. В основе минеральных смазок лежат продукты нефтепереработки (откуда обычно и запах).
Смазка кроме основной функции - уменьшения силы трения - выполняет множество других, в зависимости от каждого конкретного случая. В данном случае, как уже заметил уважаемый Mike_A, смазка еще и "выбирает" (т. е. уменьшает) зазоры в соединениях. Отсюда и вязкость "как клей", она (вязкость) нужна для того, чтобы, грубо говоря, все не болталось. Полагаю, что речь об огрехах производства не идет, ибо весь производственный процесс продумывается заранее, т. е. при данной точности изготовления деталей (если слово "точность" уместно) необходима именно такая вязкая смазка.
Момент первый - т.н. климатическое исполнение - ну не расчитывает китаец на -20 ... -25 С. Российский рынок - сегмент невеликий для Поднебесной, гонят они свои телескопы куда угодно, а в этих самых "куда угодно" морозы послабее будут
С этим я полностью согласен.
В итоге получается, что в идеале надо заводскую смазку менять на что-то сравнимое по вязкости, но более морозоустойчивое.

МАМОНТ
24.10.2006, 05:57
Прочитал все.
Очень интересно.
Вчера прошли испытания на морозоустойчивость. Всю ночь монтировка простояла на балконе при минус 15 (у нас уже такие легкие морозцы!) На утро - все крутилось и двигалось без замечаний, легко и послушно. Так что Литол - дело хорошее.
Что касается люфтов и зазоров - может быть мне повезло, но такое дело у меня отсутствует.

Mike_A
24.10.2006, 09:06
Полагаю, что речь об огрехах производства не идет, ибо весь производственный процесс продумывается заранее, т. е. при данной точности изготовления деталей (если слово "точность" уместно) необходима именно такая вязкая смазка.

Думаю, с точностью (типа H7/f7) Ляо не заморачивается. По принципу - "для дешевого скопа и так сойдет". И менять ничего не будет. И т.н. "смазка" будет присутствовать. А с люфтами - так в этих монтировках подвижки достаточно велики - плюс-минус лапоть, так что выбрать оные люфты, пошаманив, можно.

Но самое главное усовершенствование это замена алюминевой треноги на деревянную от теодолита.

ИМХО - это самое правильное и необходимое усовершенствование! Штатные ноги из фольги на пластике ну никакой критики не выдерживают.

МАМОНТ
24.10.2006, 12:00
Ewgen72: интересует чертеж переходника (или фото) между монтировкой и деревянными теодолитовыми ногами.

Ewgen72
24.10.2006, 19:22
вот чертёж
и фотографии переходник прикручен на 3 болта их видно снизу.
отверстий для болтов на чертеже нет т.к. всё сверлилось без разметки, по месту.

Полупанов Евгений
08.11.2006, 14:27
Литол литол.. вещь хорошая но графитовая смазка круче... Да а вместо смазки у Штурмана 203800 пластиковые шайбы :-)

zloybarbos
30.11.2007, 14:06
Как экстремальный вариант графитовой смазки - смазка "ШРУС". От просто графитовой есть отличия, в т.ч., по диапазону рабочих температур.

FlashSighter
10.12.2007, 14:11
Ну и ноги наверное лучше утяжелять не песком, а дробью охотничей...

Грин
10.12.2007, 17:39
И что, кому-то помогало, кроме как стать накачанным?

Mike_A
10.12.2007, 18:05
И что, кому-то помогало, кроме как стать накачанным?
Песок не помогает, однозначно. Ну а дробь, думаю, будет развивать только мышцы владельца;)

Drago
10.12.2007, 21:33
И что, кому-то помогало, кроме как стать накачанным?
я сегодня свой 909еку2 с угла вытаскивал - пыль протереть, провернуть вручную и мотором, и всё такое - ну что сказать,да! весит примерно как еку5 если не более :)
со свинцом, может, и потяжелей было бы, у меня железобетон - смесь для клейки плитки ( по сути тот же бетон с добавками), и в каждую ногу ещё по стержню милиметров в 15 толщиной с резьбой - итого нехило получаеться :) по сути же - жесткость ног безусловно увеличилась, как и масса, которая демпфирует. но общая ситуация, я думаю, улучщилась ненамного - по моему слабое место там сама голова с люфтами и малой жесткостью. с другой стороны - теперь можно не беспокоиться за жесткость треноги, думаю замена оной, на, скажем стальную от еку5 ничего не изменит :) такие вот пироги...

radiokim
11.12.2007, 01:51
А если заполнить ноги строительной (монтажной) пеной, той которая в балончиках, некоторые виды пены после застывания становятся довольно жесткими, и заполнить ноги будет легко и вес не прибавится, а жесткость немного больше станет. Стоит ли попробовать?

Ernest
11.12.2007, 10:49
А если заполнить ноги строительной (монтажной) пеной, той которая в балончиках, некоторые виды пены после застывания становятся довольно жесткими, и заполнить ноги будет легко и вес не прибавится, а жесткость немного больше станет. Стоит ли попробовать? Не стоит, жесткость практически не изменится.

Грин
11.12.2007, 12:11
В тех же ХЕК5 и ЕКУ6 жёсткость ног сама по себе небольшая, система гуляет в сочленениях. Конкретная жёсткость появляется после затяжки распорки между ног, система переходит в напряжённое состояние. И пустые ноги не мешают этому.

genny
11.12.2007, 12:32
по сути же - жесткость ног безусловно увеличилась, как и масса, которая демпфирует. но общая ситуация, я думаю, улучщилась ненамного - по моему слабое место там сама голова с люфтами и малой жесткостью.
Полностью согласен, больше всего донимают люфты в голове монтировки. Но как с ними бороться?

Mike_A
11.12.2007, 14:13
Полностью согласен, больше всего донимают люфты в голове монтировки. Но как с ними бороться?
А где конкретно - определили?

genny
12.12.2007, 10:32
А где конкретно - определили?
Люфтят оси на сочленении склонений и прямых восхождений, да и червяк оси прямых восхождений тоже не фонтан. Монтировка EQ1:cool:. Поскольку окулярный узел сверху (в отличии от рефрактора), трясет трубу от любого касания.

Ernest
12.12.2007, 10:43
EQ1 просто слаба для веса этой трубы. Не стоит ее улучшать - надо заменить на что-то более соответствующее.

genny
12.12.2007, 11:16
EQ1 просто слаба для веса этой трубы. Не стоит ее улучшать - надо заменить на что-то более соответствующее.
Заменю, когда буду скоп менять на что-то более существенное!:D А пока использую инструкцию по разборке из первого поста, может что-нибудь получится.

zloybarbos
12.12.2007, 13:17
Специально для умельцев нарыл: http://www.astronomy.ru/forum/index.php/topic,29924.0.html

Но там токарно-фрезерные работы, игольчатые подшипники и пр. ....

Drago
12.12.2007, 19:15
Специально для умельцев нарыл: http://www.astronomy.ru/forum/index.php/topic,29924.0.html

Но там токарно-фрезерные работы, игольчатые подшипники и пр. ....

ну это уже фанатизм. даже если у самого токарный станок6 и всё сопутствующее есть, надо посчитать, не дешевле ли будет туже еку5 или хек5 купить. а стабильности у последних полюбому поболее будет, как ты еку2 не дорабатывай...

zloybarbos
12.12.2007, 22:54
Ну... не знаю. На подшипниках.... я ставлю на ЕКУ-2!

Drago
13.12.2007, 10:47
Ну... не знаю. На подшипниках.... я ставлю на ЕКУ-2!
ставьте на здоровье. у меня есть и еку2 (не на подшипниках, правда, оригинал, частично пересмазанная, правда) и еку5, из "новых" - с стальными трубчатыми ногами и подшипниками, тоже оригинал. там просто нечего сравнивать, хотя и еку5 таки не предел совершенства. но по стабильности....