Вход

Просмотр полной версии : Астрономия в школе.


Anonymous
23.12.2000, 00:13
Видел в одной из тем (самая нижняя) замечание по этому вопросу, и поэтому открыл тему...

1. У нас в школе (10-11кл.) была астрономия. Видимо, учительница (физики) разбиралась в предмете (не знаю как сильно). Однако она не была любителем в том смысле, как понимаем это мы, и ее преподавание носило настолько механистический характер, что нас и не сильно тянуло посетить урок. Из школьного курса мы вынесли в голове законы Кеплера и выученные наизусть цифры, описывающие параметры планет Солнечной Системы (которые потом благополучно забыли). Тогда (хотя я и прочитал весь учебник), я почему-то (не дорос???) не заинтересовался этим предметом.
Это то, что касается астрономии у меня в школе.

2. Любителя интересуют определенные области астрономии. Именно те, которые ему интересны в данный момент. Мне кажется все начинают с неба, наблюдений за ним... А потом как душа подскажет. Наблюдение - главное для любителя - непроф. (для меня так - мне нравится наблюдать (хотя я еще хочу и фотографировать) - этим я и занимаюсь) Если не брать в расчет "продвинутых" (кои с профессионалами состязаться могут), то много ли любителей могут полноценно проводить уроки астрономии в школе. Как вы думаете?
Я вот, например, не много могу рассказать школьникам на уроках астрономии (имею в виду не механический перессказ текстов учебников) - максимум 6-8 уроков...

Что вы думаете?

Anonymous
23.12.2000, 00:13
Как это не парадоксально, любитель астрономии, на мой взгляд, может прекрасно преподавать астрономию в школе тогда, когда он сам находится в стадии интенсивного накопления информации, постоянно читает научно-популярные книги, а это бывает, как правило, в первые годы после того, как человек увлекся наукой о Вселенной. "Продвинутые" любители астрономии, как правило, начинают заниматься какой-то узкой областью астрономии, и их кругозор с годами сужается, они просто многое забывает и не успевают следить за новостями мировой астрономии. Посему учителя астрономии должны активно привлекать к ведению уроков пусть даже их собственных
учеников, увлекающихся астрономией и сотрудничать с любителями, проживающими неподалеку от данной школы. Увлеченный любитель, даже не слишком подготовленный, своим азартом и горением даст детям больше, чем утомленный учитель.

Anonymous
23.12.2000, 00:14
Одобрямс!Как показывает практика законы Кеплера я очень приблизительно помню, но вот нормальное мировоззрение, по крайней мере пока сохраняю.Именно азарт и неподдельный интерес к изучению астрономии может привить только любитель "с блеском в глазах".
Короче это очень интересная тема,но не рискну прослыть странствующим философом......

Anonymous
23.12.2000, 00:14
Преподавание, даже любимой астрономии, весьма трудное занятие. Желающие могут на досуге попробовать мысленно представить себе, что Вы излагаете совершенно незнакомым с астрономией детям систематические сведения об астрономии. Окажется, что многие темы человек интуитивно понимает, т.к. имел когда-то возможность читать об этом, а логически непротиворечиво и доступным языком изложить это просто не сможет. А по другим темам он сможет говорить минут 10, а что потом? Урок то длится 45 минут! Вот и придется остальное время тратить на абсолютно бессмысленный "опрос", как это практикуется в нашей школе. К тому же надо увлечь слушателей так, чтобы Вас слушали, а не играли за спиной в "морской бой". Тут совершенно недостаточно собственной увлеченности, нужен некоторый талант, знание психологии, основ педагогики и гораздо более обширных знаний, чем те, которые собираетесь изложить. Это весьма вредное для дела заблуждение, что достаточно быть увлеченным делом. Надо быть СПЕЦИАЛИСТОМ со всеми его атрибутами ("кухарки" уже управляли государством). Кстати, астрономию в школе, как правило, преподают не специалисты (обычно учителя естественных специальностей). Если любитель астрономии достаточно глубоко знает все разделы астрономии, преподаваемые в школе, обладает УМЕНИЕМ преподавать (а это можно проверить в школьном кружке астрономии), вот только тогда он может попытаться помочь преподаванию в школе. Но и в этом случае можно рассчитывать лишь на то, что дети усвоят некую часть тех сведений, которые Вы им сообщите.
А увлечь астрономией на уроках практически невозможно. Как показало обсуждение на этом форуме, никто из написавших о себе астрономией в школе не увлекся, все самостоятельно. Так что преподаватель с "горящим взглядом" скорее всего (конечно, бывают весьма редкие исключения), спровоцирует несколько нелицеприятное впечатление о себе среди равнодушных к астрономии детей, посещающих уроки по принуждению.

Anonymous
23.12.2000, 00:15
Отвлекусь от любительства.
Факт - в С-Петербургском университете каждый год на отделение астрономии принимается 20 человек. В последние несколько лет большую часть ежегодного набора обеспечивают 2 человека, они оба астрометристы и работают параллельно в двух продвинутых школах города, они оба специалисты и увлекают детей астрономией до такой степени, что их ученики идут учиться на астрономию. Как эти ребята потом будут учиться и станут ли профессионалами - это другая история. Но только подумать - всего 2 человека... без которых положение бы на отделении астрономии было критическим - был бы сильный недобор и на астрономию переправляли бы людей, которые поступали на другую специальность и недобрали баллы... люди совершенно к астрономии никак не относящиеся.
Любители могут сказать - незачем учиться, это отбивает любовь к небу... Любовь любовью, но пока есть институт передачи знаний, астрономию не прикроют. Пока есть кого учить - учить будут. (Опять факт - год 2 года назад на кафедру астрометрии никто не хотел идти, это грозило закрытием кафедры, насовсем).
Это я к тому, что катастрофически мало преподавателей, увлеченных астрономией, и взять их неоткуда в достаточном количестве. И последствия могут быть грустными.

Anonymous
23.12.2000, 00:16
По поводу учеников-рассказчиков (Тимур) и о том, что горящие глаза мало способствуют обучению (Анатолий). Из личного опыта. Астрономией увлекаюсь со 2-го класса, и к десятому знал, конечно, поболее учителей. И наша учительница часто не боялась поступать следующим образом - вызывала меня к доске в начале урока, и я весь урок передо всем классом заливался соловьем о том, что творится на соседних с нами планетах... звездах... галактиках...
И все сидели и СЛУШАЛИ меня, не вру, ей Богу! А в классе (обычная сельская школа) у нас были не пай-мальчики, сплошные сорви-головы, и в карты не прочь на уроке перекинуться были, и проч. Но - слушали все! Значит, можно увлечь?! Я всегда применял один и тот же прием, подсмотренный мной в моей первой книжке "О чем рассказал телескоп" - я делал мысленное путешествие по объектам Вселенной и рассказывал о том, что мы бы увидели СВОИМИ ГЛАЗАМИ, там очутившись. Прием действовал безотказно, более никакой психологии и т.д. не требовалось. Выводы делайте сами.
Кстати http://starlab.ru/ubb/smile.gif)), я вот не раз слышал, что один из лучших способов завлекания девушек - рассказы о звездах под звездами - многие признаются, что оч-чень помогает начальному установлению отношений с незнакомыми (и знакомыми тоже) девушками...

Anonymous
23.12.2000, 00:16
Владимир, я же примерно об этом и говорил. Знания в объемах больших, чем рассказывали в классе (со 2 класса наверняка многое узнали) + удачный педагогический прием (а это тоже в результате изучения книг) + личная увлеченность. Вот и результат!

Anonymous
23.12.2000, 00:17
Хочу согласиться с Владимиром Самодуровым, что увлечь собеседников астрономией - дело пары минут. Если рассказывать просто и интересно, конечно. Люди, сроду не знавшие ничего о космосе, начинают расспрашивать, интересоваться, интерес у них просыпается прямо на глазах.
А преподавать астрономию в школе действительно почти никто не умеет. Я только один раз встречала учительницу, которая сама разработала программу и преподает по ней астрономию со второго класса. Я была у нее на уроке, видела заинтересованные глаза детей, видно, что им всем очень интересно. Они уже сейчас, учась в третьем классе, увлечены этой наукой, многое знают. И мне кажется, что весь курс астрономии никак не поместится в 6-7 уроков, как написал Влад. Вселенная-то вон какая БОЛЬШАЯ http://starlab.ru/ubb/smile.gif